Несмотря на проверки на дорогах и огромные полномочия органов госбезопасности в Москве, террористы смогли беспрепятственно добраться до театра ? и это, в частности, катастрофа для милиции и армии
Худшее вряд ли могло бы случиться. Посреди Москвы несколько десятков человек в форме выскакивают из машин, берут на плечо свои автоматы, еще раз закрепляют на поясе ручные гранаты, втаскивают в здание несколько мешков со взрывчаткой и захватывают 700 заложников. Перед этим они преодолели 1500 километров, из Чечни через всю Россию.
Лишь благодаря звонку сотрудницы агентства "Интерфакс" милиция и спецслужбы узнали о событии, которое может стать для России тем же, что 11 сентября для США. Захват заложников, который держит в напряжении всю Россию, это не просто трагедия. Это суперкатастрофа для органов безопасности. Присмиревши и вжавшись в стулья, сидели в Кремле Николай Патрушев, глава внутренней службы безопасности ФСБ, и министр внутренних дел Борис Грызлов и докладывали обстановку ошеломленному главе государства Владимиру Путину. При этом вряд ли есть государство, которое придерживается западной системы ценностей и где при этом спецслужбы и милиция имеют столь широкие полномочия, как в России. Шпики могут по закону читать все электронные письма, прослушивать телефоны и вскрывать квартиры. Все это едва ли соответствует конституции, однако исторически сложившемуся всевластию государства сопротивление практически не оказывается.
Люди в форме вездесущи. На каждом углу стоит милиционер, который останавливает машины без всякого законного основания, проверяет документы ? и берет взятки. Проверкам часто подвергаются "лица кавказской национальности", которые, правда, могут откупиться от унизительного допроса в милиции. На границах городов милиция организует постоянно действующие посты, чтобы проверять грузы и транспортные средства. Лица, захватившие заложников, на своем пути в Москву должны были миновать десяток таких постов.
Людей в форме в России легион. Несколько миллионов мужчин стоят в России под ружьем. Армия насчитывает 1,2 миллиона солдат, у министерства внутренних дел ? почти миллион, в том числе 400 тысяч ? в военизированных подразделениях внутренних войск. Только в ГАИ работает 100 тысяч россиян, 72 000 оперативных сотрудников насчитывает ФСБ. Кроме того, существуют пограничные войска (140 тысяч), железнодорожные войска и другие службы безопасности.
Плохо образованный и низкооплачиваемый персонал, коррупция, возведенная в систему, сращение органов безопасности с организованной преступностью и безответственность делают работу российских органов безопасности неэффективной. Так, не был раскрыт ни один из террористических актов последних лет ? осенью 1999 года было осуществлено пять взрывов, во время которых погибло 266 человек, в их числе взрывы двух жилых домов в Москве.
Все попытки провести реформы, направленные на то, чтобы сделать работу органов безопасности более эффективными, терпели неудачу и при Путине. Так, на неизвестный срок отложена обещанная военная реформа, милиция дает повод для крупных заголовков в газетах не своими успехами в расследовании преступлений, а пытками подозреваемых. Между тем большой проблемой органов безопасности является то, что по России движутся потоки оружия и взрывчатки. Несколько миллионов единиц огнестрельного оружия, несколько сотен тысяч автоматов Калашникова, мобильные зенитно-ракетные комплексы и сотни тонн взрывчатки появились на рынке. То есть при необходимости можно без особых трудов приобрести, к примеру, оружие или пластит.
Самый большой "поставщик" ? это, конечно, армия. У нее только в первом полугодии пропало более 50 тысяч единиц оружия. Впрочем, "лучшие покупатели" российской военной техники ? это чеченские мятежники.