Аудиторы 12 лет отказываются утверждать счета
Животноводы Словении всего через два года после вступления в ЕС проявляют не меньшую изобретательность, чем итальянские производители оливок, добиваясь субсидий Брюсселя.
Инспекторы обнаружили, что половины скота, о наличии которого заявили словенские животноводы в расчете на специальные "коровьи" гранты ЕС, не существует в природе. Четвертая часть поголовья коз оказалась такой же невидимой.
Эта разница между фактом и вымыслом, которая так же часто наблюдаются среди давних членов ЕС, обошлась в прошлом году почти в 1 млрд евро, что составляет около 2% сельскохозяйственного бюджета.
Девять грантов на сумму 2 млрд евро, выплаченные в прошлом году производителям оливок из Испании, Греции и Италии, согласно годовому отчету Европейского суда аудиторов, органа ЕС по наблюдению за расходами, были либо раздутыми, либо неправомерными. В случае Италии суд аудиторов зашел еще дальше и назвал два таких случая незаконными.
Аудиторы обнаружили, что две трети из 95 региональных программ финансирования ЕС, проанализированных ими, среди которых были проекты по строительству новых дорог и мостов, содержали "материальные ошибки". Круг этих ошибок варьируется от отсутствия необходимых накладных на расходы, возмещение которых требуется, до включения расходов, не имеющих никакого отношения к финансируемой программе. Кроме этого, наблюдаются значительные вариации в том, каким образом национальные власти применяют правила ЕС.
В прошлом году Польша ограничилась всего лишь предупреждением в адрес тех, кто не применяет правил добросовестного фермерства, тогда как по законам ЕС они должны быть оштрафованы почти на 1 млн евро. В Греции фермерские союзы вводят данные по сельскому хозяйству в незащищенные компьютерные системы, где их можно в любое время модифицировать.
После расследования того, как в прошлом году был потрачен бюджет в 105 млрд евро в различных сферах, аудиторы установили "серьезный уровень ошибок в основных операциях и слабую систему внутреннего контроля". В результате они 12-й год подряд отказываются утвердить счета, объявляя только о частичном одобрении.
Они отметили, однако, что в 2005 году Еврокомиссия изменила систему бухгалтерского учета, что должно сделать поток фондов ЕС более прозрачным.
Аудиторы также пришли к заключению, что административные расходы на содержание персонала и служебных помещений ЕС и на финансовую помощь новым государствам до их вступления в ЕС являются "законными и правомерными". Они одобрили новую интегрированную систему контроля, которая теперь охватывает многие аспекты Общей сельскохозяйственной политики ЕС и доказывает свою эффективность в предотвращении мошенничества.
Представляя результаты исследования, президент Суда аудиторов Хьюберт Вебер сказал: "Причины ошибок в основном в том, что большинство бенефициаров - фермеры, местные власти, менеджеры проектов - хотят получить больше положенного". Они делают это, добавил он, по небрежности, в результате ошибки или преднамеренного мошенничества.
Вице-президент Европейской комиссии Сиим Каллас, который отвечает за вопросы управления, аудита и борьбы с коррупцией, гневно отреагировал на критику аудиторов, осудив то, как суд проинтерпретировал обнаруженные ошибки. Он обратил внимание на немецкий проект, где аудиторы отклонили все заявки о возмещении расходов, хотя они отсмотрели только 5% из них.
"Аудиторы всегда находят ошибки - это нормально и повсеместно. Ненормально в данном случает то, что ошибки в заполнении формуляров приводят к вынесению политических суждений на высоком уровне. Все смешивается в один котел", - сказал он.
Он указал также на то, что аудиторы не уделили подобающего внимания существующей в ЕС практике удерживать из национальных бюджетов суммы из бюджетной помощи ЕС, в особенности сельскохозяйственной, которые были признанны неправомерными или получены в результате мошенничества. В прошлом году, сказал он, таким образом было возвращено 2,1 млрд евро.
Как бы то ни было, Дэвид Босток, британский член Суда аудиторов, оспаривает преимущества такой практики, говоря, что это представляет собой только перекладывание финансового бремени на других. "Это, по сути, просто перекладывает бремя финансовой ответственности с общеевропейского налогоплательщика на национального налогоплательщика", - сказал он.