Зара Муртазалиева, осужденная в 2005 году, рассказывает о своем заключении в исправительной колонии в статье в издании Liberation.
"Она выглядит старше своих 29 лет", - отмечает автор статьи Вера Дорман. "Я жила в аду восемь с половиной лет. Это не плохой сон, который можно забыть. Это ужасная школа жизни", - признается Зара.
В 2003 году Зара, родившаяся в деревне недалеко от Грозного, решает переехать в Москву, говорится в статье. В мечети она знакомится с двумя молодыми русскими девушками, принявшими ислам. Ее новые подруги знакомят ее с чеченцем Саидом Ахмаевым. Зара не знает о том, что он состоит в отделе по борьбе с организованной преступностью при Министерстве внутренних дел, пишет автор. 4 марта 2004 года она не волнуется, когда ее отвозят в полицию для "обычной проверки документов".
"В полиции ловушка захлопывается. В сумке студентки находят тротил", - сообщает издание. По мнению адвоката девушки, она стала одной из жертв политики улучшения показателей спецслужб. В 2005 году Зару признают виновной в подготовке теракта и приговаривают к 9 годам колонии.
Журналистка Зоя Светова освещала процесс в газете "Русский курьер". "Это был цирк, обвинительный акт рассыпался на наших глазах, судья торопилась закончить дело", - вспоминает Светова.
"Твоя жизнь в колонии зависит от того, как ты поставишь себя с самого начала. Нужно сопротивляться, иначе тебя растопчет администрация и твои сокамерники", - говорит Зара. "Сексуальное насилие очень распространено. Персонал совершенно безнаказанно унижает заключенных", - отмечает девушка. "Все, что происходит в колонии, остается там. Обычно женщины не подают жалоб", - подчеркивает автор.
"Настоящим наказанием является нахождение 24 часа в сутки с людьми, нет ни секунды интимности", - продолжает Зара. Дни расписаны с восхода до заката. Камеры установлены во всех спальных помещениях, что лишает возможности несколько минут отдохнуть. Раз в неделю заключенные имеют право полностью помыться, сообщает издание.
Восемь лет Зара шила военную форму и учила законы тюремных джунглей, подчеркивает автор. Зара использовала в свою пользу статус "опасной преступницы". "У меня не было никакой надежды на сокращение срока, никогда мне не устанавливали условий, что давало мне возможность нарушать правила, защищать мои права. Я доставала администрацию", - говорит Зара.
Прибыв в Потьму, Зара залпом прочитала "Архипелаг ГУЛАГ". "Я нашла силы у Солженицына. Если они выдержали, было бы стыдно, если бы мы не выдержали", - отмечает Муртазалиева.
Зоя Светова теперь учит девушку жить на свободе. Она знакомит ее с московской интеллигенцией, водит ее в театры и музеи, помогает с первыми профессиональными шагами, сообщается в статье.