"Национал-социализм старался представить себя молодежным движением. Из дневников члена нацистской молодежной организации Франца Альбрехта Шалля становится очевидным, что еще до своего прихода к власти нацисты злоупотребляли энтузиазмом молодого поколения", - пишет на сайте Focus корреспондент издания Армин Фурер.
Франц Альбрехт был обычным юношей. Он родился в 1913 году в крепко стоящей на ногах протестантской семье. Его отец преподавал теологию, был знаком с писателем Германом Гессе, мать, как и отец, работала учительницей. Франц Альбрехт, как и два других его брата, с энтузиазмом вступил в ряды юношеского движения следопытов. "Ничто, казалось, не указывало тогда на то, что в свои юные годы он станет фанатичным сторонником национал-социалистов", - отмечает автор статьи.
"В 1929 году он впервые вступил в контакт с представителями гитлерюгенда и тут же переметнулся на сторону этой молодежной организации, в которой верхушка НСДАП вокруг Адольфа Гитлера видела возможность сформировать поколение, безоговорочно верящее в идеалы национал-социализма", - говорится в статье.
"Франц Альбрехт Шалль делал то, что отличало его от соратников по гитлерюгенду: он вел дневник, в котором описывал все, что его волновало и воодушевляло в организации и в самом Гитлере, отмечал, какие мероприятия проводились гитлерюгендом в тюрингском Альтенбурге. За 6 лет он написал около тысячи страниц. По словам историка Андре Постерта из Института исследований тоталитаризма имени Ханны Арендт при Техническом университете Дрездена, этот дневник имеет уникальное историческое значение". Постерт издал дневник Шалля как книгу с небольшими историческими вставками, сообщает Армин Фурер.
Ценность дневника состоит в первую очередь в том, что Шалль писал его в то время, в которое сам переживал описываемые события. Это не воспоминания, когда на события прошлого накладывает отпечаток опыт пережитого, отмечает автор статьи.
"Дневник демонстрирует, какой привлекательной силой обладала идеология национал-социализма для детей и юношества", - отмечает Постерт. Нацисты намеренно навязывали молодежи дух бунтарства в отношении старшего поколения.
"Сплоченность братства, помпезность культа, четкие образы врага и клятва верности почти что мессианской задаче, которую якобы ставил перед собой национал-социализм, отвечали стремлениям именно молодого поколения к поискам смысла и собственной идентичности", - констатирует Постерт.
Дневник молодого Шалля является доказательством этого утверждения. "В записях речь идет о торжественных построениях, развевающихся флагах, маршировке, речах о будущем Германии, восхищении Гитлером, выездах на природу, воззваниях. Четкими были и образы врагов: капитализм, евреи, полиция, "партии системы", марксисты и коммунисты", - повествует журналист.
Чего нет в дневнике Франца Альбрехта - так это следов саморефлексии. В его записях сквозит уверенность в том, что он - свидетель смены эпох, его мотивирует стремление способствовать этому, пишет автор статьи.
Оба его брата также стали воодушевленными сторонниками нацистского движения - в отличие от отца, который в 1937 году даже был арестован за свои политические взгляды и провел несколько месяцев в тюрьме. Его сына, замечает журналист, это не заставило задуматься - напротив, из-за серьезных расхождений в политических взглядах они окончательно разорвали отношения. Шалль-старший умирает в 1943 году в нищете и забвении - его брак к тому времени тоже распался.
"Мы беспощадно движемся вперед, а некоторая жестокость и перегибы не способны поколебать безупречного порядка и точности проводимых мероприятий", - так описывал Франц Альбрехт после прихода к власти НСДАП преследование и ликвидацию нацистами своих политических противников, а затем и создание первых, диких по своей сути концлагерей.
"Даже когда признаки упадка Третьего рейха стали неотвратимыми, Шалль не дистанцировался от идей национал-социализма, - говорится в статье. - Этого не произошло и позднее. Он вернулся к своей учительской деятельности и работал в рядах движения следопытов. Умер он в 2011 году. Историк Постерт издал книгу его дневников с разрешения членов его семьи".
Для самого Андре Постерта Франц Альбрехт Шалль является классическим примером политического экстремиста. "Бесправие провозглашается законом, а реальность искажается до тех пор, пока не начинает выдавать необходимую идеологическую, порой запутанную картину мира".