В рубрике обсуждений Le Monde Жюльен Носетти, научный сотрудник Французского института международных отношений (IFRI) в Париже, ратует за создание "мультикомпонентного" управления искусственным интеллектом (ИИ), наподобие того, как это было сделано с интернетом.
Через полгода после представления доклада "Франция ИИ" правительство поручило депутату Национального собрания математику Седрику Виллани задачу информирования по проблеме искусственного интеллекта (ИИ). Речь идет, прежде всего, о том, чтобы разъяснить исполнительной власти то, как французы могут подготовиться к встрече с этим "новым миром", который способен произвести переворот в сфере производства и занятости. Но если социально-экономические и этические задачи являются основополагающими, то геополитические последствия его демократизации и растущей усложненности заставят заново пересмотреть определение могущества и конфликтности, отмечает автор.
ИИ все больше обсуждается на международной арене, говорится в статье. Недавно Владимир Путин заявил, что страна, которая станет лидером в этой сфере, "будет властелином мира". В марте Франсуа Олланд высказал ту же мысль: "Народы, которые овладеют ИИ, в будущем станут самыми могущественными". Возведенный в стратегический приоритет Силиконовой долиной и индустрией "4.0", искусственный интеллект готовится произвести переворот и в международной политике.
Одна из причин кроется в его двойственной природе. Применение ИИ, как и других передовых технологий, возможно в гражданской, военной сфере и в области безопасности, отмечает Носетти.
За последние годы Китай и США одновременно потратили миллиарды долларов на разработку автономных систем вооружения (беспилотники, ракеты и т.д.) Это значительно расширяет спектр традиционной войны, до такой степени, что американская разведка считает, что ИИ может произвести переворот в вооруженных конфликтах таким же образом, как это сделало в свое время ядерное оружие, уверяет ученый.
Развивается также когнитивный аспект военного искусства. В международном контексте, где соперничество нарративов оказывает серьезное воздействие на стратегический баланс, потенциал ИИ представляется колоссальным. Отдельные страны, такие как Россия, это уже осознали, прибегая к прицельной изощренной алгоритмической пропаганде и передавая часть подряда частным игрокам, пишет Носетти.
Для государств существуют внутренние последствия ИИ с возможными глобальными отголосками. Доклад, переданный американским властям в 2016 году, предупреждал, что растущая доля ИИ в национальной экономике к 2050 году рискует спровоцировать массовое увольнение мужчин в возрасте от 25 до 54 лет, говорится в статье.
Для Китая ИИ представляет собой реальную задачу в сфере общественной стабильности и в качестве дополнения способен решить вопрос о легитимности Компартии, а значит - режима. Китайское правительство рассчитывает к нему прибегнуть для прогнозирования кибератак, митингов (в 2016 году в стране произошло 90 тыс. забастовок), а также для усиления и без того усложненной системы цензуры интернета, поясняет автор.
Развитие ИИ на сегодняшний день не является предметом какого-либо управления - технология развивается гораздо быстрее, чем течет дипломатическое время, отмечает ученый.
Тем не менее, договариваться о "правилах игры" уже настоятельно необходимо: Европа остается инертной - несмотря на расцвет общественных дебатов - при том, что США, видимо, движутся в сторону отмены своих мультилатеральных обязательств. Все большее приобщение новых игроков - государственных и негосударственных - к потенциалу ИИ нуждается в выработке мультикомпонентного управления, где могли бы взаимодействовать правительства, гражданское общество и частные игроки - как это происходит в интернете. С тем отличием, что Запад, вероятно, не станет единственным "командиром корабля", заключает Носетти.