Россия открывает возможности?
"Лес в России вырастает более равномерным, чем в Швеции", - говорит генеральный директор "Икеи" в России Леннарт Далгрен (59 лет). У шведского мебельного концерна в России громадные планы: организация гигантских торговых центров в Москве, открытие домов мебели в Сибири и развитие товарного производства на местах.
Сенсационный успех
В течение ближайших лет в Россию будет инвестировано более 600 млн долларов. Пока стартовый капитал "Икеи" поступал из Германии. Но планы концерна в 10-миллионной Москве затмевают прежние рекорды "Икеи". Каждый из пока что открытых мебельных магазинов, расположенных перед въездом в город, принимает больше посетителей, чем любой из 150 магазинов "Икеи", расположенных по всему миру. По своему обороту московские филиалы могут сравниться с лучшими торговыми домами Германии.
Четыре миллиона покупателей в год
Через магазины в Химках и Теплом Стане в поисках полок "Билли", кресел "Поэнг" и стаканов для воды "Свалка" ежегодно походит 4 млн покупателей. "Названия наших товаров одинаковы во всем мире, мы просто не можем их поменять", - комментирует Далгрен странное для русского уха название стаканов. Но в России менять ничего не нужно, стаканы "Свалка" и без того очень хорошо продаются.
Поход в магазин с определенной целью
В противоположность немецким покупателям, которые отправляются в "Икею" в поисках чего-нибудь нового, российский покупатель приходит в магазин с уже определенной целью. Он ищет диван или стулья для своей новой или отремонтированной квартиры, рассказывает Далгрен.
Астрономическая цена земли
Уже основатель "Икеи" Ингвар Кампрад мечтал о присутствии на российском рынке, когда Москва еще была столицей Советского Союза, а в Кремле сидели коммунисты. Он был готов терять деньги в России в течение 10 лет, чтобы застолбить рынок, сказал Кампрад в августе в газетном интервью. Начало было жесткое. "Правительство города Москвы установило цены на земельные участки в пять раз выше, чем в Нью-Йорке", - вспоминает Далгрен. В ближайшие годы в Москве будет работать в общей сложности 5 - 6 мебельных центров. Тогда оборот фирмы только в российской столице будет выше, чем во всех домах мебели "Икеи" в Швеции.
Активно продвигаться, а не копаться
"Икеа" хочет в Москве активно продвигаться, а не копаться. "Для России ? все самое лучшее, что делают в Лондоне или Нью-Йорке", - говорит Далгрен, который раньше возглавлял отделение фирмы в Германии. Рядом с домом мебели в Теплом Стане "Икеа" на площади в 200 000 квадратных метров строит сейчас один из самых больших торговых центров Европы. А непосредственно в городской черте планируется построить самый большой мебельный центр "Икеи". Переговоры еще продолжаются, а на самом лакомом участке пока что располагается прачечная управления делами президента, главы государства Владимира Путина.
Семейное предприятие
Также запланировано создание магазинов по продаже мебели в поволжских городах, Казани и Нижнем Новгороде, а также в сибирских городах-миллионерах Омске и Новосибирске. Первоначально после Москвы открытие следующего магазина в России планировалось в Санкт-Петербурге, на родине Путина. Однако на переговорах с чиновниками возникали различные трудности. Как финансово крепкое семейное предприятие, "Икеа" имеет возможность выжидать, не испытывая давления сторонних акционеров.
Высокие ввозные пошлины
Головная боль для предприятия ? это высокие ввозные пошлины в России. "Как правило ? 25%, для некоторых товаров ? до 80%, это ненормально высоко", - говорит Далгрен. Поэтому следует как можно скорее увеличивать долю российских товаров в ассортименте. "В России имеется древесина, нефть для изготовления пластмасс, а также металлы, то есть все то, что нам нужно", - подчеркивает Далгрен.
Меньше рекламаций на российские товары
Мебель, текстиль, стекло и фарфор ? вот что будет производиться в России в первую очередь. Первая собственная мебельная фабрика под Петербургом уже производит простые столы, стулья и полки. Несколько лет назад из России поступало всего 0,5% от общей прибыли "Икеи" по всему миру. Этот процент следует как можно быстрее довести до 5%. До сих пор у менеджеров "Икеи" был только хороший опыт сотрудничества с российскими партнерами. "При поставках российских товаров рекламаций меньше, чем в других странах", - подчеркивает Далгрен.