"Пользуйтесь нашими суперкомпьютерами и нашими мегалазерами, слишком дорогостоящими для вашего бюджета", - уговаривают гражданских ученых руководители Комиссариата по атомной энергии (КАЭ) Франции. Для исследователей открываются широчайшие возможности: изучать взрывы на звездах и действие лазера, рассчитывать сложные формы свертывания патогенных прионов, имитировать землетрясения.
Лейтмотив этой компании - "открытость". Именно о ней твердит Ален Дельпеш, директор Управления по военному применению КАЭ (аналог Российского федерального ядерного центра. - Прим. ред.), выступая перед журналистами, которые должны убедиться в том, что это учреждение порвало с традициями секретности. Инициатива, совпавшая с внезапным решением Франции прекратить ядерные испытания и заменить их имитационной программой Simulation, находит конкретный выход с недавним вводом в эксплуатацию компьютера Tera в Брюйер-лё-Шатель (департамент Эссонн) и лазера Megajoule в Бордо.
Проектировать, изготавливать и хранить ядерные боеголовки и бомбы, не прибегая к испытаниям, отмененным в 1995 году по решению французского президента в связи с подписанием договора о запрещении ядерных испытаний, - такова задача, которую Дирекция военных приложений собирается решить с помощью программы Simulation. Эта программа призвана помочь КАЭ "хранить существующее и разрабатывать будущее оружие", подчеркивает Ален Дельпеш.
Для тех, кто сомневается в этой концепции (мы уже видели ракеты, которые благополучно "летали" на экране компьютера, но так же благополучно взрывались в реальном небе), он делает пояснение. Французская доктрина сдерживания предполагает поддержание уже имеющегося потенциала, а потому нет необходимости в создании оружия, которое принципиально отличалось бы от того, что стоит сегодня на вооружении подводных лодок и самолетов. Не идет и речи о создании ядерных мини-бомб для разрушения бункеров, о которых думает администрация Буша и которые способны размыть границу между ядерным и неядерным оружием.
Программа Simulation держится на трех китах. Это суперкомьютер Tera, лазер Megajoule (способный вызывать термоядерную реакцию в маленьком шарике изотопов водорода - дейтерия и трития) и рентгеновский аппарат Airix, который делает сверхбыстрые радиографические изображения имитированной химической детонации, необходимой для спонтанного расщепления ядерного ядра. Поставлена задача, чтобы эксплуатация всех этих средств началась не позднее 2011 года, одновременно с модернизацией ядерного оружия. Аппарат Airix уже функционирует, а компьютер Tera и лазер Megajoule заработают на полную мощность до конца нынешнего десятилетия.
Техника ничего не стоит без "серого вещества". Чтобы привлечь компетентных специалистов, руководство Управления по военному применению КАЭ рассчитывает на помощь 800 ученых и инженеров - физиков, математиков, программистов. С точки зрения ученых, самое интересное - получить доступ к уникальным "игрушкам". Руководитель программы Simulation Дидье Бенар соглашается с тем, что лазер Megajoule - как раз одно из средств, призванных заинтересовать ученых.
В том, что касается компьютера Tera, "открытость" уже приносит свои плоды. С его помощью генетики из Национального центра французских исследований смогли провести сравнительное изучение протеомов (протеом - полный набор белков в организме) 89 видов (человека, бактерий, растений и др.), геном которых был расшифрован. Расчеты были произведены на "оборонной" части Tera, полностью изолированной сотрудниками КАЭ от информационных сетей по соображениям безопасности. Однако благодаря интернету расчетный центр предоставит в распоряжение гражданских ученых машину мощностью в 2,5 терафлопа.
Что касается сверхмощных лазеров, то вокруг Megajoule, установленного в Аквитанском центре научно-технических исследований, КАЭ планирует построить целую "дорогу лазеров". Недавно созданный Институт лазеров и плазмы уже насчитывает 20 национальных лабораторий и рассчитывает выйти на европейский уровень. Он также будет работать в соответствии с новой стратегией КАЭ. Еще до начала сооружения огромного лазера Megajoule, занимающего несколько зданий длиной в 300 метров каждое, в соседнем здании был построен прототип одной из 30 лазерных цепей. В апреле 2003 года эта лазерная интеграционная линия установила временный мировой рекорд мощности в ультрафиолетовом излучении (9,5 килоджоулей). Как и будущий монстр, она будет часто использоваться гражданскими учеными.