Лидер Венесуэлы Уго Чавес побеседовал с корреспондентом журнала Time Тимом Паджеттом о своих выпадах в адрес президента Буша
- Почему вы в столь суровых выражениях атаковали президента Джорджа Буша?
- Я придаю словам большое значение и хочу, чтобы люди знали, что именно я имею в виду. Не я атаковал президента Буша, это была контратака. Буш атакует весь мир, причем не только словами, но и бомбами. Когда я говорю об этом, то считаю, что выражаю мнение многих людей, также считающих, что сейчас есть возможность остановить угрозу со стороны империи США, которая использует ООН для оправдания агрессии против половины мира. Речь Буша в ООН прозвучала так, будто он хочет быть хозяином всего мира. Я прочитал его речь и внес изменения в свою.
- Не кажется ли вам, что подобная риторика - например, то, что вы назвали Буша "алкоголиком", - может привести к разрыву с потенциальными союзниками?
- Во-первых, Буш говорил обо мне еще хуже: тиран, диктатор-популист, наркоторговец, и это далеко не все. А я просто сказал людям правду, которую они должны знать о президенте, человеке, наделенном огромной властью.
- Ваши слова в основном призваны произвести эффект у себя на родине, в Венесуэле?
- Нет. Американский писатель Ноам Хомски в своей книге ("Гегемония или выживание: Стремление Америки к мировому господству") пишет о двух сегодняшних супердержавах: одна из них - США с их агрессивным стремлением к мировому господству, а другая - мировое общественное мнение. Я не считаю, что это я лично атакую президента Буша - я пытаюсь разбудить общественное мнение о нем в США и в мире.
- Ваше отношение к Бушу отражает ваше отношение к Америке в целом?
- Нет. Я уважаю Америку, ведь это страна Авраама Линкольна, Мартина Лютера Кинга и Марка Твена - он был ярым противником империализма и осуждал авантюрную испано-американскую войну.
- Вы часто говорите, что международная политика Соединенных Штатов связана с их аппетитами в отношении нефти.
- Буш хотел заполучить иракскую нефть, а сейчас, я думаю, хочет заполучить нефтяные запасы Венесуэлы. Вина за высокие цены на нефть лежит на потребительской модели США. Их безрассудное потребление нефти - настоящее самоубийство.
- Недавно вы сказали, что считаете, будто "Доктрина Боливара наконец сменяет доктрину Монро". Почему?
- Вот уже 200 лет в западном полушарии борются две концепции - американская доктрина Монро утверждает, что США должны установить гегемонию над всеми прочими странами, и доктрина Симона Боливара, которая предусматривает создание противовеса в виде великой южноамериканской республики. Буш расширил принципы доктрины Монро на весь мир, намереваясь превратить США в мирового жандарма - кто не с нами, говорит он, тот против нас. Мы также расширяем на весь мир доктрину Боливара - идею большего равенства и независимости стран, идею баланса силы.
- В чем различие между вашей идеей "социализма XXI века" и предыдущими попытками решить проблему экономического неравенства в регионе?
- Когда я вышел из тюрьмы (в 1994 году) и начал политическую карьеру, то наивно поверил в предложенный Тони Блэром "третий путь" между капитализмом и социализм - капитализм с человеческим лицом. Сейчас я в это не верю. Став свидетелем крушения капиталистических реформ, проходивших в Латинской Америке под покровительством Вашингтона, я уже не верю в возможность третьего пути. Капитализм - это путь дьявола, путь эксплуатации, при котором нищета и неравенство разрушают общество. С точки зрения Иисуса Христа - а его я считаю первым социалистом - только социализм может создать настоящее общество.
- В то же время один из лозунгов вашей новой предвыборной кампании гласит "Против Чавеса - против народа". Кажется, вы тоже заняли позицию "кто не с нами, тот против нас".
- С морально-этической точки зрения это совсем другое. Мы никому не угрожаем. Этот лозунг - просто призыв серьезно задуматься о национальном единстве. Мы никого ни к чему принуждать бомбардировками или военным вторжением не собираемся.
- Критики обращают внимание, что в США вы подвергаете нападкам президента Буша, но в то же время в Венесуэле новый закон о клевете предусматривает уголовное преследование за клевету в адрес официальных лиц, таких, как вы сами.
- Этим критикам нужно побывать в Венесуэле. Если вы считаете, что Чавес подавляет свободу слова, просто посмотрите наше телевидение. Боже мой, да "дьявол" - это самое невинное из того, что обо мне в эфире говорит оппозиция.
- Может ли Венесуэла сыграть роль посредника в переговорах Ирана с США? У вас с президентом Бушем есть кое-что общее - вы оба из ковбойских мест и оба любите фильмы с Клинтом Иствудом.
- Мне больше нравятся фильмы с Дени Гловером. Но я не верю, что кто-то может быть посредником при таком человеке, который, как Буш, считает себя хозяином мира. До попытки совершить против меня переворот в 2002 году - а за этой попыткой стоял Буш - президенты разных стран пытались наладить диалог между Бушем и Чавесом. Я сказал им: разумеется, передайте Бушу мои предложения. Но они поняли, что с этим президентом лишь тратят время. Я мог бы разговаривать с Клинтоном, но не с Бушем.