Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 сентября 2008 г.

Лутц Кливмен | Forbes

Новая "Большая игра"

С тех пор как Москва недавно вторглась в Грузию, в западных СМИ много толкуют о новоявленной мощи России. Зрелище танков, пересекающих границу Южной Осетии, заставило экспертов и политиков задаться вопросом: неужели Россия через 20 лет после распада СССР вновь выходит на международную арену в качестве агрессивной сверхдержавы?

Их тревогу легко понять. Опираясь на нефтегазовые богатства страны, Кремль уже несколько лет поигрывает бицепсами на международных саммитах. Получив в мае бразды правления - как минимум, формально - от своего наставника Владимира Путина, новый российский президент Дмитрий Медведев провозгласил, что сегодня Россия является глобальным игроком.

Ключ к пониманию новообретеннной мощи России - ее колоссальные запасы нефти и газа. Главным козырем Москвы в международных отношениях является роль России как ключевого поставщика энергоносителей своим соседям и ЕС. Прибегая к "дипломатии трубопроводов", Москва неоднократно перекрывала нефтяные и газовые вентили, дабы оказать политическое давление на Украину, Грузию и страны Балтии. По данным Международного энергетического агентства, Германия получает от России около 39% необходимого ей природного газа и 32% нефти. Новый газопровод, который "Газпром" предполагает проложить по дну Балтийского моря (Вашингтон выступает против), наверняка еще более усилит зависимость Западной Европы от России в энергетической сфере.

Европейцы реагируют на эту проблему, совершенствуя эффективность энергопотребления, разрабатывая альтернативные источники энергии и диверсифицируя источники поставок нефти и газа. Одним из ключевых проектов, призванных уменьшить зависимость от российских энергоносителей, является трубопровод "Баку-Джейхан", активно одобряемый Вашингтоном, который транспортирует каспийские нефть и газ через Южный Кавказ в Турцию - то есть в обход России. Газопровод Nabucco, который соединит Турцию с Австрией (его намечено ввести в строй к 2012 году), должен связать Европу с Каспием напрямую.

Нефтяная геополитика в значительной мере объясняет российское вторжение в Грузию. Внимательным наблюдателям уже много лет назад стало ясно, что Россия рано или поздно применит военную силу для дестабилизации обстановки на Кавказе и срыва западных планов по прокладке трубопроводов. Москва ловко сыграла на чрезмерной имперской экспансии Америки на Ближнем Востоке и неготовности НАТО принять Грузию в альянс. Кампания создала впечатление, что Россия сильна, но не стоит забывать, что российские вооруженные силы устарели, а военный бюджет до сих пор составляет всего 5% от американского.

Хотя Европа (пока) весьма зависима от российских энергоносителей, это палка о двух концах, поскольку Россия крупно зависит от Европы как источника доходов в твердой валюте. Массированный экспорт природных ресурсов, составляющий 60% от общего экспорта России, помог стране оправиться после финансового кризиса 1998 года. Поскольку баррель нефти подорожал с 12 до 100 долларов с лишним, шальные прибыли позволили Кремлю расплатиться с внешними долгами и накопить колоссальные инвалютные резервы. Поэтому Москва хорошенько подумает, прежде чем перекрывать трубопроводы.

Если внимательно приглядеться к обстановке внутри России, возникают новые сомнения в ее гипотетической новой мощи. Верно, что темпы роста российской экономики благодаря нефтегазовому буму в последние несколько лет составляют около 6%. Позитивные последствия бума явственно видны иностранным гостям Москвы. Столица не просто купается - она захлебывается в деньгах: повсюду роскошные бутики и дорогие автомобили. Однако если уехать из Москвы и направиться на просторы Сибири и Дальнего Востока, то Российская империя покажется намного более хрупкой.

Красноречивый пример - город Тюмень. Он находится неподалеку от нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири и рекламируется как новая нефтяная столица России, Хьюстон на Востоке. Однако примет нефтяного богатства почти нет. Вместо сверкающих новых небоскребов до сих пор стоят запущенные многоквартирные дома советских времен, общественным транспортом служат автобусы 1950-х годов, а у большинства жителей вид нищенский и болезненный. Несмотря на всю пропаганду нового могущества России, нефтедоллары почти не вкладываются в базовую инфраструктуру. Школы, больницы и даже трамвайные пути находятся в худшем состоянии, чем 10 лет назад. Похоже, в Москве (и в центре Лондона) сосредоточено больше российских денег, чем во всей остальной России вместе взятой.

Показатели российской экономики только теперь вернулись к уровню 1989 года, но российская тяжелая промышленность, преимущественно контролируемая государством, почти не производит товаров - помимо оружия - которые востребованы в мире. В дальневосточном порту Владивосток почти нет стоящих экспортных товаров российского производства. Зато гигантские кучи металлолома ждут отправки в Китай - это сырье для строительства новых предприятий. Частное предпринимательство силами среднего класса наталкивается на такие помехи, как свирепствующая коррупция и квазиофициальные репрессии. Российские политические лидеры крайне подозрительно относятся к уверенным в себе предпринимателям из среднего класса и пытаются сохранить советскую систему из двух сословий: элиты и остального населения.

Возвысится ли Россия вновь? Как говорится, величайшее богатство любой страны - это люди. Большинство россиян склонно смотреть в будущее с пессимизмом или стоическим фатализмом. Бедняки в традиционно бедных странах часто несут крест своей нищеты с определенным достоинством, но у многих россиян это отсутствует, поскольку они стали свидетелями разрухи и в собственной жизни, и в своей когда-то великой стране. Упадок перекинулся со зданий на людей, и бесчисленное количество мужчин буквально допивается до смерти. Население России, ныне насчитывающее 143 млн человек, быстро убывает. Почти 30 лет сталинизма, еще 40 лет советского застоя и нынешняя неосоветская реставрация былого строя при режиме Путина оказали ужасное и стойкое воздействие на душу нации. В СССР большинство людей, которые отличались храбростью, инициативностью и чувством личной ответственности, были либо убиты, либо похоронены заживо; в сегодняшней России эти добродетели и поныне проявляются редко.

Несмотря на все свои нефтедоллары, Россия доселе слаба и находится в упадке. Даже бряцание саблями на Кавказе, возможно, свидетельствует о новообретенной уверенности российской элиты в себе, уверенности, которая частично порождается закомплексованной жаждой признания на Западе. Но это не доказательство подлинной мощи.

Лутц Кливмен - обозреватель, специализирующийся на зонах конфликтов, автор книги "Новая "Большая игра": кровь и нефть в Центральной Азии"

Источник: Forbes


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru