Своим отказом от ракетного щита в Европе президент США Барак Обама пытается положить конец веку внешней политики, основанной на теории викторианского ученого, пишет The Guardian.
Решение Обамы вызвало предсказуемую реакцию со стороны республиканцев. Они все, начиная с сенатора Джона Маккейна, обвинили президента в наивности, слабости и, что хуже всего, в том, что он уступает России "Хартленд" - "сердцевинную землю" Евразии. Хотя они считают себя современными стратегическими реалистами, сегодняшние неоконсерваторы фактически находятся под влиянием внешнеполитических предписаний империалиста викторианской эпохи, утверждает автор статьи Тристан Хант.
В 1904 году географ сэр Хэлфорд Дж.Маккиндер выступил в Королевском географическом обществе с лекцией "Географическая ось истории". За один час он обозначил параметры геополитики XX века. По его словам, колониальная эпоха закончилась, и мир, в котором есть телеграммы и поезда, превратился в "закрытую политическую систему", где "любой взрыв социальных сил... отзовется эхом в другом конце земного шара".
Он утверждал, что теперь все разговоры об этике и морали во внешней политике утратили всякий смысл, а значение имеет только сила и контроль над политическим пространством. Самый важный участок земли - "географическая ось истории" - это центральная Евразия, простирающаяся от берегов Европы через степи и пастбища России до Японского моря, утверждал Маккиндер, и ключ к обретению контроля над этой "сердцевинной землей" состоит в том, чтобы иметь влияние в Восточной Европе.
Далее автор статьи приводит многочисленные примеры влияния теории Макиндера на политику XX века, утверждая, в частности, что она предопределила многие действия Пентагона.
Решение об отмене противоракетного щита и риск уступить страны Восточной Европы русским, с точки зрения Маккиндера, было бы актом чудовищной стратегический некомпетентности. "Так что, может быть, это еще один пример способности Обамы мыслить шире воинственной философии Пентагона и предписаний викторианского империалиста, которые так редко приводили к установлению справедливого мира", - заключает Тристан Хант.