8 сентября Владимир Путин принимал во Владивостоке глав государств на саммите АТЭС, напоминает издание Le Monde. Все прошло прекрасно, считает автор статьи Сильви Кауфман. Барак Обама, разумеется, не приехал в разгар избирательной кампании, зато это позволило Ху Цзиньтао, главе Китая, стать звездой форума. Хилари Клинтон охотно исполнила свою роль заместителя.
В ходе двусторонней встречи с Клинтон министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Москва выдворит USAID - агентство, потратившее более 3 млрд долларов на финансирование различных проектов в России. Вашингтон подождал десять дней перед тем, как огласить сообщение. "Новость прошла относительно незамеченной, однако она многое говорит о настроении Владимира Путина", - подчеркивает автор. В официальном российском коммюнике говорилось, что представители агентства пытались влиять на политический процесс. Располагая скромным бюджетом в 50 млн долларов, USAID не могло финансировать всю российскую оппозицию, однако среди неправительственных организаций, которые оно поддерживало, были и те, которые больше всего мешали властям в последние годы: "Мемориал", "Голос", Transparency International, отмечает автор. Для Владимира Путина организации, которые получают помощь из-за рубежа, являются "шакалами". Другая причина, которая появилась в официальном коммюнике: Россия теперь "достаточно зрелая", чтобы обходиться без вмешательства со стороны.
"Россия - это не Саудовская Аравия и не Сьерра-Леоне, она может ездить на велосипеде самостоятельно и не нуждается в колесиках USAID и других благонамеренных институтов", - интерпретирует Кауфман. Впрочем, нужен ли России Запад вообще? - задается вопросом автор. Во Владивостоке Путин решительно повернулся в сторону Востока и его нового лидера - Китая. Пекин пока смотрит на Россию и ее природные ресурсы с утилитарной точки зрения. "Россия не рассматривается как очень стабильный партнер. Мы не знаем точно, какие у нее стратегические приоритеты. Она нам полезна, но не для больших свершений", - объясняет один из главных китайских экспертов по внешней политике.