Война между украинской армией и повстанцами в Донбассе перешла в хрупкий "пат", но с приближением зимы формируется новый фронт в косвенной схватке Москвы с Западом, утверждает в своей статье, опубликованной Newsweek, журналист Оуэн Мэттьюз. Если Кремль решит воспользоваться поставками газа, чтобы "дать сдачи" в ответ на санкции ЕС, будут предпосылки для серьезной газовой войны.
Кремль "твердо уверен, что [газ] - наше последнее и наше лучшее оружие, то, которого Европа больше всего боится", сказал неназванный журналист кремлевского пула, сославшись на свои частные разговоры с высшими чиновниками в последние недели.
"При поверхностном взгляде действительно кажется, что у России все козыри на руках", - комментирует автор. Рейтинг Путина все еще превышает 80%, хотя санкции Запада обрушили рубль, подстегнули инфляцию и оставили многие отрасли и банки без финансирования.
Напротив, в Европе длительное отключение газа окажет немедленный и драматичный эффект. "В демократических странах люди обращают внимание на свои счета за энергию. Они не потерпят отключения энергии. Очевидно, [западным] политикам придется это учесть", - сказал в интервью неназванный высокопоставленный западный дипломат. "Поэтому мы пока не трогаем "Газпром", - добавил он.
Однако отключение газа может навредить России не меньше, чем странам ЕС, считает автор.
Первая причина - техническая. "Нельзя просто отключить газовую скважину, не причинив серьезного ущерба", - говорит бывший консультант "Газпрома" Лев Смирнов. Хранить большие объемы газа тоже непросто.
Вторая и самая серьезная причина - финансовая. По словам консультанта Брюса Джеймса, "заимодавцы сильно нервничают из-за "третьей стадии" (угрозы третьей волны санкций) и "Газпрому" почти так же трудно привлечь капитал, как другим российским компаниям". Без зарубежных кредитов у "Газпрома" есть только платежи, 60% которых - доходы от поставок в Европу. В обозримом будущем "Газпром" нуждается в своих европейских клиентах никак не меньше, если не больше, чем мы в "Газпроме", заявил западный дипломат.
Итак, пока между "Газпромом" и европейскими покупателями существует хрупкое перемирие.
Но есть непредсказуемый фактор - Украина, считает автор.
"Газпром" прекратил поставки газа на Украину, но продолжил прокачку газа через украинскую ГТС европейским клиентам. В энергетической отрасли мало кто сомневается, что украинцы присваивают газ из этих потоков, идущих в Европу", - говорится в статье. Вдобавок некоторые покупатели "Газпрома" поставляют российский газ на Украину по реверсным поставкам.
"В результате "Газпром" становится заложником беспринципных киевских политиков. Когда похолодает, Украина, возможно, решит отбирать еще больше газа и тем самым оставит без газа Центральную Европу, но вина ляжет на "Газпром", - пишет автор. Кроме того, Крым получает с Украины 80% электричества и большую часть воды. Возможно, Киев прибегнет к замысловатому бартеру: электричество для Крыма взамен на российский газ.
Тем временем Европа изменилась. "Действия России в Крыму и тайная поддержка повстанцев на Восточной Украине превратили когда-то осторожную поддержку, которую ЕС оказывал Украине, в твердое обещание партнерства и содействия", - считает автор. Кроме того, война и особенно гибель малайзийского борта MH17 ("сбитого повстанцами, которых поддерживает Россия", - утверждает автор) в беспрецедентной степени сплотили Европу против России. "Иначе говоря, длительное уменьшение поставок газа (либо путем сознательного отключения их "Газпромом", либо из-за отбора газа Украиной) теперь немедленно превратится в серьезный поединок со всей Европой и создаст риск еще более парализующих санкций", - говорится в статье.
Истина в том, что добытчик и покупатель газа взаимозависимы. Брюссель ставит на то, что Путин не склонен к самоубийству, заключает автор.