После битвы за Ирак Америка начинает новую битву - за иракские долги, к счастью не такую кровопролитную, но не менее сложную. Исход этой битвы далеко не предрешен, и она может сильно повлиять на мировую экономику. В ней вместо федаинов и морских пехотинцев участвуют дипломаты и банкиры; к тому же американцы не имеют в данном случае подавляющего превосходства над противником, и существует реальный риск, что за столом финансовых переговоров они потеряют доминирующее положение, которое завоевали в результате военных действий.
Иракский долг имеет специфический характер и несет на себе отпечаток 24 лет правления Саддама, а также ошибок, допущенных мировой политикой и финансами: речь идет о настоящей "черной дыре", которая уже начинает вызывать некоторые опасения из-за возможных глобальных последствий. Государственный долг Ирака складывается, прежде всего, из трех частей. Первая часть относится к тяжелейшей восьмилетней войне с Ираном, во время которой Багдад получал значительные суммы от некоторых государств Персидского залива, начиная с того же Кувейта. По словам Ирака, это был вклад небольших, но богатых стран, которые видели в Саддаме своего защитника. По словам же кредиторов, это был обычный долг, ничего более, на сумму всего около 30 млрд долларов. А за долги, продолжают они, нужно платить проценты, которых за эти годы набежало аж на 47 млрд долларов.
Однако, как известно, политическая ситуация может меняться коренным образом и политика Саддама тому подтверждение. После вторжения в Кувейт в 1991 году пострадавший эмират потребовал от Ирака возмещения ущерба, нанесенного войной. По оценкам специальной комиссии ООН, сумма ущерба, нанесенного частным лицам, достигает 43 млрд долларов. И это была единственная часть долга, по которой Ирак вынужден был проводить выплаты. Дело в том, что Организация Объединенных Наций, которая руководит программой "нефть в обмен на продовольствие", удерживает 28 процентов иракской нефтяной прибыли и направляет ее на оплату долгов.
Но к этим 43 млрд долларов нужно прибавить еще 172 млрд, которые представляют собой ущерб, нанесенный правительству, государственным органам и компаниям Кувейта.
И, наконец, третью часть, почти 60 млрд долларов, составляют долги за поставки государственных и частных компаний, прежде всего российских, голландских, египетских, китайских и французских, которым так и не заплатили.
Точную сумму долга Ирака назвать не может никто. Ясно лишь, что эта сумма огромна и может достигать 350-400 млрд долларов, что составляет 16 тысяч долларов на каждого жителя этой невезучей страны, средний доход в которой не превышает четырех долларов в день.
Если сумма долга действительно такова, то показатель долга на душу населения в Ираке будет в 10 раз превосходить тот же показатель в Бразилии и Аргентине, двух странах мира, у которых самая большая задолженность.
Правда, существуют и другие расчеты, которые в меньшей степени учитывают проценты по долгам и военные компенсации. По ним размер долга доходит до 130-150 млрд долларов. Но даже в этом случае сумма все равно пугающая. И она существенно не уменьшится, даже если конфисковать легальные и нелегальные иракские деньги, находящиеся в иностранных банках.
Однако, в отличие от большинства стран-должников, Ирак располагает огромными запасами нефти. Но чтобы привести в порядок нефтяную промышленность и позволить ей в полном режиме начать экспорт, нужны большие инвестиции, которые следует приплюсовать к средствам на восстановление страны, всего на сумму 100-150 млрд долларов.
То есть прежде чем возвратить старые долги, Ираку придется наделать новых. По расчетам организации Jubilee Research, даже если отдавать кредиторам половину будущей нефтяной прибыли, на полное погашение долга потребуется, по крайней мере, 35 лет.
Как же распутать этот клубок? США попросили другие страны полностью или частично простить долги, конфисковать иракские деньги, находящиеся в банках этих стран и направить их на процесс восстановление, который, кстати, будут координировать сами Соединенные Штаты. На что, само собой, получили недвусмысленный отрицательный ответ. Для выполнения данной просьбы страны (и прежде всего Франция, в банках которой может находиться большая часть иракских денег) требуют, чтобы процессом восстановления управляла ООН и чтобы существенная часть контрактов досталась не только американским компаниям. США же хотят, чтобы контракты получили только американские компании и компании других "воюющих" стран, т.е. английские и, в меньшей мере, австралийские.
Это наводит на печальную, однако закономерную мысль о том, что сиюминутные интересы преобладают над гуманитарными принципами.
Все эти споры очень напоминают 1919 год, когда заключался Версальский договор и когда потерпевшую поражение в Первой мировой войне Германию обязали выплатить астрономические репарации.
Быть может, судьба иракских денег заграницей и выплата иракского долга и являются основными причинами жесткого противостояния между США и Францией. Недавно госсекретарь США Колин Пауэлл, известный своей умеренностью, всегда следящий за тем, что говорит, сделал несколько резких заявлений в адрес Парижа, особо не стесняясь в выражениях.
Вашингтон очень опасается, как бы американскому налогоплательщику, который итак уже платит за войну, не пришлось платить и за мир, поскольку даже такая крепкая экономика, как американская, может этого не выдержать. И уж конечно, это не поспособствует переизбранию Буша на второй срок.