Интервью с историком Муратом Бельдже
"Массовые убийства, геноцид, называйте это как хотите", - Мурат Бельдже, ученый, известен в Турции и за рубежом своей откровенностью. Доцент Стамбульского университета в своих колких редакционных статьях критикует бюрократию и власти Турции. Он прибыл в Ереван для участия в конференции, на которой турецкие и армянские писатели свободно обмениваются мнениями.
- Профессор Бельдже, как мы можем охарактеризовать события, начавшиеся в 1915 году?
- Нет сомнения - это геноцид, массовое убийство. Называйте как хотите, но именно это имело место тогда.
- А почему Турция этого не признает?
- Потому что Анкара считает, что делать это преждевременно и опасно. Но, по мнению государства, этот момент никогда не должен наступить. Если бы это зависело от Турции, армянский вопрос никогда бы даже не поднимался.
- А для народа?
- Мнение общественности меняется, заслуга гражданского общества в том, что оно идет впереди этой политики и этих официальных кругов. В Турции уже началось противостояние по этому вопросу.
- Данные о полутора миллионах жертв реалистичны?
- Нет, эти цифры преувеличены. В действительности можно говорить о 600 тысячах армян, умерших в тот период.
- А что касается турков, которые утверждают, что было убито около полумиллиона их соотечественников?
- Это своя история: максимально погибло 100 тысяч человек, включая и представителей других национальностей.
- Турция защищается от обвинений в геноциде: делаются заявления о том, что армяне поддерживали русских, что их убивали курдские кавалеристы, что все эти инциденты следует рассматривать в историческом контексте Первой мировой войны.
- Все это отговорки.
- Кое-кто утверждает, что армяне также преувеличивают, настаивая на признании формулировки "геноцид".
- О да, они тоже слишком далеко заходят. Они говорят о геноциде всегда и всюду: когда встают с постели, когда чистят зубы и так далее.
- Для Анкары не было бы разумнее признать это массовое убийство?
- Естественно, это стало бы сигналом открытости и в отношении Европы.
- А в том, что касается Европейского союза, у вас нет подозрений, что этот вопрос является одним из инструментов для тех, кто хочет заблокировать вступление Турции?
- Если послушать министра иностранных дел Армении, то нет, этот вопрос не имеет связи со вступлением в ЕС, и я ему верю. Но правда и то, что используется любой аргумент, чтобы задушить Турцию.