После чернобыльской аварии возвращение к прежнему стало невозможно, полагает The Washington Post. Взрыв 26 апреля 1986 года обозначил момент, когда в СССР начали рушиться и власть верхов, и вера низов, пишет журналист Уилл Ингланд. Украинцы до сих пор "помнят страх перед радиацией и перед неизвестностью, но еще острее они помнят, как почувствовали себя жертвами предательства", говорится в статье.
Игорь Жданов весной 1986 года учился на первом курсе университета в Киеве. О взрыве газеты сообщили лишь в форме краткой и неточной заметки. Примерно 5 или 6 мая Жданову позвонил его преподаватель и категорично велел уезжать. На вокзале Жданов увидел толпу людей, находившихся на грани паники, а когда попытался купить билет, кассирша закричала: "Просто садитесь в поезд!". Ходили слухи, что руководители раньше всех вывезли свои семьи из Киева, а Москва распорядилась не отменять демонстрацию, несмотря на очевидную опасность.
В городе Припять водитель "скорой" Анатолий Винокур в день аварии отработал две смены подряд и оказался на грани смерти. Когда жена Людмила спросила, почему он не подумал о семье, он ответил: "Родина о тебе позаботится".
"Но Людмила считает, что Родина повернулась к ним спиной. Дело было не только в молчании властей в первые две недели. Равнодушие официальных лиц сделалось постоянным элементом истории Чернобыля. Супругов Винокур никто не хотел брать на работу, точно они прокаженные", - пишет газета. По словам Людмилы, денежное пособие было слишком маленьким, медицинская помощь - недостаточной. В итоге Анатолий вернулся на прежнюю работу в Чернобыле, теперь он инвалид.
Людмила вспоминает, что в 1986 году им велели не общаться с журналистами, особенно иностранными. "Тогда мы были большими патриотами. Но нас обманули. Нас бросили", - говорит она.
"Такие чувства сохранились в семьях по всей Украине. Наследие Чернобыля влилось в огромный поток бед, настигших СССР на закате его эры. Хотя в 1991 году президент Джордж Х.У.Буш в ходе визита на Украину призвал украинцев не ставить крест на Москве, никто к нему не прислушался", - пишет автор. 1 декабря 1991 года большинство жителей Украины проголосовало за независимость.
Чернобыль вдохнул жизнь в молодое движение экологов, которое присоединилось к борьбе за независимость. Еще важнее, на взгляд Жданова, тот факт, что Чернобыль посеял семена недоверия. "Людей ожесточила не сама катастрофа, а то, как реагировали на нее власти. Чернобыль четко дал понять, что Москва об Украине не позаботится, и когда появилось море других бед, люди припомнили этот урок", - заключает Ингланд.