Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 апреля 2013 г.

Фарад Хосрохавар | Le Figaro

Бостон: новая парадигма "доморощенного" терроризма

Бостонские взрывы, как и теракт Мохаммеда Мера в Тулузе, - дело рук "молодых", восстающих против воображаемого Запада во имя мифологизированной версии ислама, пишет в Le Figaro эксперт Высшей школы социальных наук Фарад Хосрохавар.

Авторы подобных терактов считают себя жертвами неприятия ислама обществом, в котором они живут, и полагают, что их долг как мусульман - объявить джихад неверным. Для братьев Царнаевых причиной насилия в отношении американского общества стала их "антагонистическая социализация" в США: "Они радикализовались через интернет и поездку в Дагестан, но именно кризис идентичности в индивидуалистическом американском обществе (...) и теологическая исламофобия части общества "белых" стали причиной выбора в пользу джихада, сделанного старшим из братьев, увлекшим за собой и младшего. В секулярной Европе такая теологическая версия исламофобии практически не встречается", - подчеркивает Хосрохавар. В случае братьев Царнаевых не понадобился даже исторический мотив: Чечне не в чем упрекнуть Америку, в отличие от афганцев, иракцев или палестинцев. Таким образом, отмечает автор, мы имеем дело с чистым продуктом воображения, "доморощенным терроризмом", где происхождение террористов используется как алиби, а механизм изображения себя как жертвы не требует исторических обоснований.

Еще одна черта этого феномена - немногочисленность исполнителей: даже если усвоение и радикализация их взглядов происходили через более массовые движения, террористические акты они совершали поодиночке (как Мера или Брейвик) или вдвоем (как Царнаевы). "Это следствие успеха западных разведслужб, перехватывающих электронные и телефонные сообщения и делающих крайне маловероятным повторение атак, аналогичных терактам 11 сентября 2001 года, в которых было задействовано 19 человек", - отмечает эксперт.

Еще одна особенность этой новой волны терроризма - психологическая неустойчивость большинства ее участников, в отличие от террористов образца 11 сентября, для которых психологические проблемы имели второстепенное значение. Весьма вероятно, полагает Хосрохавар, что Тамерлан Царнаев воспользовался психологической слабостью своего брата Джохара, чтобы привлечь его к осуществлению своих террористических планов.

Кроме того, интернет, остающийся основным средством идеологической обработки террористов, уже более не играет основополагающей роли при переходе к действиям, что усложняет задачу разведслужбам, не имеющим возможности перехватить сообщения и предотвратить акции потенциальных преступников.

"Мы имеем дело с терроризмом нового стиля, и для его обнаружения нужны другие средства разведки, в частности, сотрудничество с различными общинами и их окружением, а также помощь психиатров, - считает эксперт. - Террорист-одиночка не способен на такие разрушительные действия, как теракты 11 сентября 2001 года, но нам грозит новый тип терроризма, где один человек (или малая группа людей) может быть очень опасен за счет неожиданного перехода к действиям".

Источник: Le Figaro


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru