Олигархи, которые не так давно сгорали от желания завоевать западные рыки, теперь ведут сражение на родной земле, стремясь отстоять достигнутое богатство или довольствуясь защитой своих состояний, доставшихся в наследство, пишет корреспондент Le Figaro в Москве Пьер Авриль.
Те, кто относится к первому поколению олигархов, такие как Олег Дерипаска, стремятся отстоять свои богатства, добытые при Борисе Ельцине в 1990-е годы. Их "современники" довольствуются тем, что защищают свои состояния, унаследованные при Владимире Путине, благодаря государственным заказам. "Ни те, ни другие не находятся в безопасности", - утверждает политолог Николай Петров из Высшей школы экономики. Старейшина олигархов Виктор Вексельберг, глава "Реновы", оказался под санкциями, хотя он не связан с Кремлем. И наоборот, излюбленный объект санкционного списка из 24 человек, 44-летний Игорь Ротенберг является наследником своего отца Аркадия, который обязан своим состоянием близостью к Владимиру Путину, отмечает автор статьи.
Помимо этих фигур, санкции ударят по всем финансовым учреждениям, затевающим финансовые операции с наказанными, ослабляя и без того находящийся в трудном положении банковский сектор, говорится в статье.
Такая цепная реакция рискует истощить источники финансирования промышленников и вынуждает их обращаться к государству, указывает Авриль. Хотя и исключенный из американского "черного списка", глава металлургического гиганта "Северсталь" Алексей Мордашов недавно попросил государственной материальной помощи - как и Дерипаска. Глава нефтяной компании "Лукойл" Вагит Алекперов заявил, что он ограничит свои международные закупки, чтобы сконцентрироваться на своих российских активах. Во имя сохранения рабочих мест правительство готово помочь убыточным предприятиям и усилить там свой контроль. "Русал", где трудятся 60 тыс. работников на территории России, может быть национализирован. Приводя "патриотические аргументы", министр промышленности и торговли Денис Мантуров пригрозил "наказать" банки, которые прекратят поддерживать неплатежеспособных олигархов, при этом упомянул о возможном выкупе государством запасов алюминия.
Помимо государственных вливаний наличных денежных средств, "государственные подряды станут более прибыльными, поскольку они находятся вне зоны внешних влияний", предполагает адвокат Иван Тертычный, совладелец адвокатского бюро. В частности, государственные подряды обеспечили состояние братьев Ротенбергов, которые строят весьма спорный мост, соединяющий Россию с Крымом, аннексированным в 2014 году, или Геннадия Тимченко, действующего в энергетическом секторе, пишет автор статьи. Но после астрономических работ, связанных с Олимпиадой и Чемпионатом мира по футболу, предложение должно уменьшиться, и "война за доступ к государственным заказам станет все более жестокой", прогнозирует Николай Петров.
"Постепенно мы вернемся к советской ситуации двадцатипятилетней давности, когда государство владело предприятиями", - иронизирует генеральный директор финансовой компании "Спутник" Александр Лосев.
Герман Греф, глава "Сбербанка", первого банка страны, тоже философски заметил: "В России не существует права собственности, только привилегии, которых можно лишиться в любой момент".
Американские санкции, целью которых являлось создать раскол в рядах элиты между олигархами и Кремлем, рискуют, наоборот, способствовать тому, что они устремятся в руки власти, комментирует корреспондент.