25 августа 2003 г.

Эмили Сингер | New Scientist

Красное вино продлевает жизнь дрожжей

Ученые обнаружили, что химическое вещество, содержащееся в красном вине, может влиять на продолжительность жизни так же, как низкокалорийные диеты.

Эти выводы могут дать новое объяснение пользы красного вина. Подтверждение результатов экспериментов на млекопитающих, которые еще и не начинались, могло бы дать надежду, что это химическое соединение когда-нибудь удастся использовать для замедления развития старческих заболеваний у людей.

"70 лет назад мы установили, что ограничение потребления калорий увеличивает продолжительность жизни крыс. В течение 70 лет люди пытались найти этому объяснение, - говорит возглавляющий научную группу Дэвид Синклер, работающий на медицинском факультете Гарварда. - Теперь мы показали, что можем контролировать продолжительность жизни, благодаря одной молекуле".

Соединение полифенола, названное ресвератролом, обнаружено в винограде. Предыдущие исследования показали, что оно может защищать человека от сердечных заболеваний, но распространяются ли его свойства, продлевающие жизнь дрожжей, на млекопитающих, неизвестно. "Путь от дрожжей до человека долог, - говорит Дэвид Финкельштейн из американского Национального института геронтологии. - Но путь нам указан".

Могущественный полифенол

Ограничение потребления калорий у дрожжей активизирует фермент SIR2, который, как считается, увеличивает продолжительность жизни, стабилизируя ДНК. Синклер и его коллеги обнаружили группу полифенолов, которая активизировала этот ген у дрожжей и продлевала жизнь организма. Наиболее сильным оказался ресвератрол, который увеличивал среднюю продолжительность жизни на 70%.

Ученые полагают, что ресвератрол действует как антиоксидант, поглощающий вредные для клеток свободные радикалы. Но Синклер обнаружил, что в дрожжах соединение не дает сильного антиокисляющего эффекта.

"Способность увеличивать продолжительность жизни, видимо, больше зависит от активизации фермента SIR2", - говорит он. Синклер полагает, что этот же процесс связан с пользой, которую приносит здоровью человека потребление красного вина.

Предварительные результаты показывают, что ресвератрол увеличивает также продолжительность жизни червей и мух, утверждает Синклер. Но хотя ограничение потребления калорий, через механизм SIR2, может продлить жизнь червей и мышей, неизвестно, происходит ли то же самое у высших млекопитающих. Исследования на приматах уже ведутся, но, поскольку эти животные живут долго, результаты экспериментов станут известны не раньше, чем через несколько лет.

Тем временем люди и дальше могут с удовольствием пить за обедом, но Финкельштейн предупреждает: "Глупо говорить, что, выпивая бокал вина в день, вы проживете до 150 лет".

Источник: New Scientist