Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 августа 2005 г.

Шон Пенн | La Stampa

"Они молились, а я не мог помочиться"

Актер Шон Пенн побывал в Иране в июне этого года в качестве репортера San Francisco Chronicle во время проведения президентских выборов и написал пять статей

Мы пришли в расположенный в центре Тегерана ресторан "Найед". Я очень хотел помочиться уже несколько часов, пока длилась молитва, и, заказав обед, извинился и пошел в туалет. На двери наверху на фарси было написано: "Мужчины", и ниже на английском: "Мужской". Я вошел в туалет и порадовался тому, что мне надо было только пописать. Если бы мне пришлось заниматься более серьезными делами, это была бы грязная работа - не было даже крючка, чтобы повесить пиджак. Вот уж действительно для мужчин.

"Нам нравятся ваши ошибки"

Мехди Рафсанджани, сын и руководитель избирательной кампании бывшего президента Али Акбара Хашеми Рафсанджани, держится неофициально, он немного толстоват. Мы обсудили ядерные планы Ирана, права женщин, избирательный процесс и историю напряженных отношений межу нашими странами. Почти всегда он обращал к нам заданные ему вопросы: "У вас меньше кандидатов на выборах, чем у нас", "Вы также развиваете ядерную энергетику". Мы упомянули о том, что рядом с нашими ядерными объектами регистрируется меньше случаев раковых заболеваний, чем в Иране, подчеркивая, что, может быть, мы допустили какие-то ошибки. Молодой Рафсанджани нам ответил: "Нам нравятся ваши ошибки". И потом: "Сегодня у нас четыре или пять диссидентов в тюрьме". Он произносил эти слова с обезоруживающей простотой. "Даже в Соединенных Штатах есть журналисты, сидящие в тюрьме. И у вас есть свой Совет стражей, они богаты. В общем-то большой разницы между нами нет".

Базар, где можно отыскать все

Местное население испытывает большую симпатию к американцам, но не следует забывать, что достаточно пожать руку женщине - и можешь оказаться на каторге. Иностранный гость должен выполнять все законы Исламской Республики Иран. Галереи базара протянулись почти на 5 миль. Здесь много мечетей, но в основном это место для торговли. Здесь продается керамика, серебро, электротовары, белье. Есть ювелирные магазины, салоны для новобрачных, лавки со статуэтками, есть даже книжный магазин, где продается биография президента Буша и сенатора Хиллари Клинтон.

Базар переполнен людьми, здесь шумно и дурно пахнет. Исторически это центр экономической власти. Быть торговцем и заниматься политикой - традиционно это одно и то же. Иран - богатая страна. Санкции, наложенные Соединенными Штатами, не помешали доступу к иностранным товарам, разве что к тем, которые иранцы не могут себе позволить. Если хочешь "Мерседес", получаешь его через посредника в Дубаи. Захочется кукурузных хлопьев - их привезут из Турции. Если нужен героин - из Афганистана. Пока я пишу, пью Coca-Cola, произведенную в бразильском филиале американского гиганта. Что касается алкогольных напитков, чтобы не создавать никому проблем, я скажу лишь, что я их нашел. Это было легко, и алкоголь был хорошего качества.

Любовь, которая может стать ненавистью

И при плохих, и при хороших отношениях Соединенные Штаты являются примером. Когда мы полемизировали с Мехди Рафсанджани об иранских ядерных отходах, его единственным ответом стало: "Ну хорошо, они ведь есть и в Америке". И не только. "И в Америке так поступают" - этот аргумент стал слепым оправданием и в отношении снятия отпечатков пальцев у иностранцев, и в отношении ядерной технологии, но Америка привносит и чувство патриотизма в культуру нации. Любовь к нашей стране почти осязаема в Тегеране, так же как и глубокое желание ощутить уважение нашей стороны. Это очень важно для понимания психологии иранских политиков, ястребы они или реформаторы. Пока между нашими двумя странами не прольется кровь, нельзя не заметить, что иранцы любят нас и они знают об Америке.

Я не говорю о воинственном меньшинстве ненависти, я говорю о том, что мне позволяет утверждать мой опыт общения с иранцами. Это страна, где больше половины населения - люди в возрасте меньше 26 лет, и эти молодые люди, если у них не будет перспектив, будут продвигаться в направлении более светской демократии. Речь не идет лишь о признаниях в любви, сделанных американскому путешественнику. Свидетельство этому в том, что они знают о нашей стране, и в энтузиазме, с которым они говорят. Этот интерес не показной, для меня, он был еще до моего приезда. И, если Соединенные Штаты будут продолжать разжигать риторику, толкуя об "Оси зла" или о чем-нибудь еще похуже, ужесточая санкции и, возможно, начав ничем не оправданную военную акцию, нечему будет удивляться, если эта нация, ориентированные на путь новых идей и поиска свободы, превратится в монолит ненависти.

Источник: La Stampa


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru