Если иранский президент Махмуд Ахмадинежад когда-нибудь станет главным лицом в государстве, принимающим решения, то он "пожертвует половиной Ирана ради уничтожения Израиля", заявил в интервью газете The Jerusalem Post Гиора Айленд, бывший советник по национальной безопасности Израиля.
В настоящий момент, подчеркнул Айленд, решения в Иране принимает 67-летний верховный лидер аятолла Али Хаменеи, который, по его словам, "более рассудителен". Однако, "если ему на смену придет Ахмадинежад - а это вполне возможно - мы окажемся в крайне опасной ситуации".
49-летний иранский президент, указал Айленд, "придерживается религиозного убеждения, согласно которому для возрождения мусульманского величия необходим закат Израиля, что нужно выдернуть сионистскую занозу, засевшую в самом сердце исламских стран. И он заплатит любую цену, чтобы исправить то, что считает исторической несправедливостью. Если он станет верховным лидером и будет иметь ядерные мощности, тогда мы столкнемся с настоящей угрозой".
В деле противодействия иранским ядерным амбициям, отметил Айленд, у США есть три возможных пути, "все из них плохие", и решение нельзя откладывать слишком долго, "так как отсрочка - это тоже своеобразное решение".
Первый вариант - "сдаться", смириться с тем, что Иран станет ядерной страной, но использовать это с максимальной пользой. Под последним Айленд подразумевает "экономическую, политическую и международную изоляцию Ирана в надежде на то, что это в конечном итоге откроет путь для внутренней смены режима".
В то же время это может заставить другие страны почувствовать, что политическая цена за приобретение ядерных мощностей слишком высока, что удержит такие страны, как Саудовская Аравия, Египет, Турция и Алжир, от стремления поступить так же, как Иран, приблизив полный крах эры ядерного нераспространения.
Второй вариант для Вашингтона - это предпринять последние дипломатические усилия. На данной стадии смеси санкций и бонусов не хватит для того, чтобы полностью остановить Иран, но это может помочь убедить Тегеран приостановить прогресс на 2-3 года.
"В ответ США должны будут развернуть прямое сотрудничество с Тегераном, с полным признанием режима. Это укрепит доверие к режиму и его авторитет внутри страны и позволит ему утверждать, что он приостанавливает свою программу добровольно", - отметил Айленд.
Преимущество для администрации Буша заключается в том, что "затем Буш может сказать: "Находясь под моим наблюдением, они не развивали ядерную программу, и теперь сохранение такого порядка - задача моих преемников".
Третий вариант, указал Айленд, это военная операция, обусловленная ощущением, что дипломатический процесс не сработает и компромисс со страной, входящей в "ось зла", невозможен. Однако внутренние политические реалии и общественное мнение в США этот вариант не поддерживают, отметил он. Нет и международной поддержки. Кроме того, "подобную операцию будет необходимо предпринять в течение нескольких месяцев".
Если такая операция не будет проведена и Иран продолжит обогащать уран, он завершит исследования и разработки и получит ядерные возможности, которые сможет дуплицировать на многочисленных объектах. И на этой стадии военная операция уже не сможет остановить Иран. Через 6-12 месяцев с настоящего момента будет уже поздно, уверен Айленд.
По мнению Айленда, трудности, встающие перед администрацией в связи с третьим вариантом, нарастают.
Кризис вокруг Ирана углубляется, и некоторые израильские источники считают, что США поступили глупо, упустив ряд возможностей для международного дипломатического сотрудничества в этой сфере в последние годы, и что Израиль ошибочно поддерживает этот вариант.
США могли бы добиться большего успеха в изоляции Ирана два года назад, когда Буш и французский президент Жак Ширак были сильнее, Иран был слабее, а ситуация в Ираке выглядела лучше, подчеркнули источники.
Лишь несколько месяцев назад во время визита на Украину, которая является важной российской сферой влияния, вице-президент США Дик Чейни подверг критике режим Путина за откат от демократии, так что на этом фоне США не стоит удивляться, если Россия совсем не готова к полному сотрудничеству в рамках иранской стратегии США, заявили источники.
Израиль же давно осознал опасность, которую представляют иранские ядерные амбиции, однако ошибся, поддержав США в жестком подходе, а не подтолкнув Америку к сотрудничеству с другими сторонами.
Что касается военного варианта для Израиля, то, по мнению источников, перед правительством стоит огромная дилемма. Отказавшись вдаваться в детали, они указали, что Израиль не является настолько же мощным в военном отношении, как США, и остается только гадать о том, что может случиться, если военная операция не принесет успеха в сдерживании ядерной программы. После этого Иран может завершить ее и, назвав Израиль агрессором, заявить о легитимности собственного удара по Израилю.