Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 декабря 2006 г.

Шанкар Ведантам | The Washington Post

Христиане первыми заявили права на Рождество, но торговцы присвоили его себе

Пятьдесят пять лет назад священники в соборе города Дижона на востоке Франции устроили довольно необычный рождественский спектакль для нескольких сотен школьников. Они повесили и сожгли Санта-Клауса.

Священники обвинили Санту в том, что он занимает все больше и больше места во время Рождества и сравнили его с кукушкой, которая захватывает гнезда других птиц. Что бы сказали священники сегодня, когда надувной Санта заполонил собой пейзаж. Наверное, они бы сказали, что тогда, в 1951 году, он слишком легко отделался.

Правы ли были эти священники? Споры о смысле и символическом значении Рождества превратились в ежегодный ритуал и часто исходят из идеи о том, что у этого праздника есть одно неизменное значение. Но даже неглубокий взгляд на историю Рождества открывает иную картину. Этот праздник утверждался, отвергался и переосмысливался веками. Такие праздники, как Рождество, отражают культуру и душу нации, и по мере того как меняются люди, меняется и смысл Рождества.

"Динамика развития культуры и общества отражается на таких событиях, - говорит Джек Сантино, изучающий фольклор и народную культуру в государственном университете Bowling Green штата Огайо. - Самые глубокие и серьезные проблемы и ценности общества как социальной группы проявляются в том, как люди празднуют, с кем они празднуют и с кем отождествляют себя".

Вероятно, самой ранней "заявкой" на Рождество было стратегическое решение ранней Церкви христианизировать нехристианские празднества, приходящиеся на период зимнего солнцестояния.

"В первые века существования Церкви обсуждался вопрос о том, надо ли выделить определенный день для празднования рождения Христа, - объясняет Сантино. - Они выбрали 25 декабря, рассудив, что "люди празднуют рождение солнца, а мы должны убедить их праздновать рождение Сына".

Появление Санты как главного рождественского образа в значительной части мира стало результатом усилий коммерческих гуру, таких, как Джон Уанамейкер и Роуланд Хассей Мейси, придумавших современную концепцию универмага. Подобно историческим Отцам Церкви, Уанамейкер и Мейси на протяжении XIX века систематически приспосабливали Рождество к своим нуждам.

К этому моменту, говорит социолог и антрополог из Йоркского университета в Торонто Рассел Белк, Рождество уже прошло через несколько реинкарнаций - христиане в Соединенных Штатах поначалу противились празднованию Рождества, поскольку оно рассматривалось как привязанное к католическому календарю, пока волны европейских иммигрантов не принесли с собой традиции праздника. И тем не менее идея дарить подарки родственникам еще не стала нормой, особенно среди иммигрантов-англичан, которые считали рождественские подарки прежде всего актом благотворительности по отношению к слугам и рабам.

Опубликованная в 1843 году нравоучительная сказка Чарльза Диккенса "Рождественская песнь" про жадного торговца, сделавшегося щедрым под влиянием Рождества, стала частью процесса, в результате которого Рождество превратилось в праздник, прославляющий в первую очередь семью. Но даже при том, что миллионы людей были растроганы историей спасения Скруджа, в реальной жизни коммерсанты имели гораздо больше шансов изменить Рождество, чем самим измениться под его влиянием. Об этом писал руководитель отделения религии Принстонского университета Лей Шмидт в книге "Потребительские ритуалы: купля-продажа американских праздников".

Воротилы бизнеса, когда-то протестовавшие против таких праздников, как Рождество, потому что они обескровливают экономику, оценили коммерческий потенциал Рождества и стали поощрять идею дарить подарки родным и близким. Там, где раньше рождественские подарки имели смысл в первую очередь как акт благотворительности, рекламщики и специалисты по маркетингу поощряли восприятие Рождества как праздника семейного и подчеркивали важность взаимного обмена подарками между родными и друзьями. К XX веку американские гении маркетинга во главе с компанией Coca-Cola ухватились за рекламный потенциал Санта-Клауса. Хотя предки Санты в Европе и Азии восходили к различным религиозным традициям, современный Санта является американским изобретением, привлекающим все больше поклонников в Европе и во всем мире.

"Coca-Cola до некоторой степени завладела Рождеством", - сказал Белк. В 1930-х годах, добавляет он, они "каждый год заказывали художникам по одному изображению Санты-Клауса... Вполне вероятно, что красный цвет костюма Санты пришел из этих картинок по заказу Coca-Cola".

Дети в нехристианских и нерелигиозных семьях в США теперь тоже ждут подарков на Рождество - и эта практика делается все более популярной по всему миру. Санта очень популярен, например, в Японии, где христиане составляют ничтожную долю населения. В Соединенных Штатах празднование Рождества оказало сильное влияние на нехристианские праздники: еврейская Ханука и Кванза афроамериканцев позаимствовали у современного Рождества идею обмена подарками.

Ежегодные споры о значении Рождества отражают борьбу в неоднородной нации за право присвоить себе Рождество. Для религиозной и по-прежнему преимущественно христианской нации, каковой являются Соединенные Штаты, Рождество остается самой важной христианской датой в гражданском календаре. Это Рождество в значительной степени славит Иисуса. Но для нации, которая одновременно поклоняется капитализму, Рождество дает возможность солидной части розничной торговли достичь положительного сальдо. И небесный покровитель этого Рождества, разумеется, Санта-Клаус.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru