Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 декабря 2006 г.

Джон Помфрет | The Washington Post

Шварценеггер переквалифицируется в защитника природы

Губернатор оспаривает позицию республиканцев по проблеме глобального потепления

Арнольд Шварценеггер не из тех персон, которые непременно ассоциируются у вас с обниманием деревьев. Когда в начале 1990-х он купил Hummer, это породило общенациональное помешательство на пожирающих бензин бегемотах. Его фильмы-экшн, изобилующие заправкой для зажигалок, и накачанная протеинами грудь больше говорит об американских излишествах, чем об охране природы; это скорее культ силы, чем строгое вегетарианство.

Однако в качестве губернатора Калифорнии Шварценеггер занялся умелым рестайлингом, приличествующим голливудской звезде. Он приспособил один из своих четырех Hummer под альтернативное топливо и быстро превращается в одного из самых агрессивно настроенных "экологических" губернаторов в штате, который уже давно занимает ведущие позиции в стране по этой проблеме.

В этом году он подписал первый в своем роде в стране природоохранный закон, по которому штат берется к 2020 году снизить у себя выбросы газов, вызывающих парниковый эффект, до уровня 1990 года, и предлагает международную программу, стимулирующую производителей снижать выбросы углерода и вступающую в действие в 2012 году. Он обещал бороться с любыми попытками вести разведку нефти у берегов Калифорнии.

А теперь республиканец Шварценеггер хочет использовать свой звездный статус, чтобы превратить глобальное потепление в тему президентских выборов 2008 года. "Сейчас возникло целое новое движение благодаря смене людей, посылаемых в Вашингтон, - сказал в интервью на прошлой неделе Шварценеггер, имея в виду переход власти в конгрессе к Демократической партии. - Мы хотим высветить эту проблему в Америке. Это должно стать предметом дебатов в ходе президентских выборов. Это должно стать темой для обсуждения".

Отношения Шварценеггера с администрацией Буша и консервативным крылом Республиканской партии были непростыми. Он разошелся с Бушем по вопросам исследований в области стволовых клеток (Шварценеггер - "за", Буш - "против"), по поводу размещения Национальной гвардии для защиты границы (Буш приказал, Шварценеггер возражал) и легализации приобретения лекарств по рецептам в Канаде (Буш - "против", Шварценеггер - "за").

Но ни один вопрос не разводил губернатора и президента так далеко, как проблема глобального потепления. Шварценеггеровское отношение к этому вопросу является, очевидным образом, хорошо спланированной позицией политика с большими амбициями. Аналитики говорят, что он может баллотироваться в сенат в 2010 году. Баллотироваться в президенты он не может, поскольку родился не в США.

Шварценеггер не скрывал своего раздражения в связи с отказом администрации Буша позволить Калифорнии стать первым штатом в стране, регулирующим выброс транспортными средствами газов, создающих парниковый эффект. Запрос 2005 года был оставлен Агентством по защите окружающей среды без ответа. Вопрос о том, должно ли это или другие агентства регулировать выбросы парниковых газов, сейчас рассматривается в Верховном суде.

"Мы собираемся найти способ этого добиться, что бы кто ни говорил, - сказал Шварценеггер. - Мы будем предпринимать шаги, которые защищают здоровье людей. Это наша забота номер один".

"Мы не хотим, чтобы Вашингтон указывал нам, когда нам позволено быть здоровыми, а когда нам надо заболеть раком, - продолжил он. - Мы не хотим, чтобы в результате люди умирали из-за того, что загрязнение воздуха вызывает всякие болезни, рак и прочее".

Шварценеггер утверждает, что нетривиальным образом он уникально подходит на роль лидера экологического движения. Называя себя "здравым республиканцем", он говорит, что его ориентированная на бизнес позиция и налоговый консерватизм защищают его от обвинений в том, что он "слушает деревья и вообще псих, который хочет жить на луне, разговаривает о духах, рассуждает о целостности всего и прочее".

"Со мной это не пройдет, потому что вся история моей жизни другая, - сказал он, задумчиво попыхивая толстой сигарой в своей курительной во дворе законодательного собрания штата. - Это неожиданно, поэтому есть больше шансов повлиять на ситуацию... У бизнеса никогда не будет парня лучше меня".

Шварценеггер уверяет, что его внимание к этой теме помогло другим республиканцам изменить отношение к вопросам охраны природы. Будущие кандидаты в президенты от республиканцев уже обращались к команде Шварценеггера, чтобы обсудить глобальное потепление, сообщил его помощник.

Хотя другие штаты тоже оставили далеко позади федеральное правительство в сфере борьбы с глобальным потеплением, Калифорния занимает такое место, которое позволит ей возглавить общенациональное движение в сфере экологии, настаивает он. Этот штат "действительно занимает уникальное положение, потому что мы можем сильно влиять на мир", сказал он.

"Обратимся к бодибилдингу, - добавил он, рассуждая о своих корнях. - Мы здесь продвигаем бодибилдинг, но он разошелся по всему миру, и теперь в каждом городе, где бы вы ни были - на Ближнем Востоке, в Африке или в Китае - все тренируются, все качают мышцы, в гараже или дома в спальне, вытаскивая оборудование из-под кровати".

Два сенатора от Калифорнии, демократы Барбара Боксер и Дайана Фейнштейн, сказали чиновникам в Сакраменто, что намереваются разработать федеральный закон по образцу калифорнийского закона о выбросах парниковых газов. Шварценеггер сказал, что готов отправиться в Вашингтон, чтобы поделиться опытом в этом вопросе.

Шварценеггер также заявил, что смелые действия США в борьбе с угрозой глобального потепления, т.е. разворот, равнозначный его собственной смене курса, мог бы многое сделать для улучшения имиджа страны на международной арене.

"Война нас ослабила. Нет причин видеть тут политическую подоплеку, это просто факт, - сказал он. - Но можно уравновесить это, став мощным лидером в вопросах экологии".

"Чем больше Америка будет демонстрировать лидерство в этой области, - сказал он, - тем больше нас будут любить за это, так же сильно, как они любят нас за наши гамбургеры, наши джинсы, наши фильмы и нашу музыку".

Экологические организации, не склонные обычно поддерживать республиканцев, неохотно выставили Шварценеггеру высокие оценки. "Шварценеггер действительно стал лидером в вопросе парниковых газов, в больше степени, чем любой другой американский политик, - сказал президент вашингтонской организации Clean Air Watch Фрэнк О'Доннелл. - Его штат находится на переднем крае многих наших проблем, но он во многих случаях и на переднем крае в их решении".

В Калифорнии шварценеггеровская забота об экологии является частью общей для обеих партий традиции; даже Рональд Рейган был известен как защитник окружающей среды в годы пребывания во главе местных законодателей. С 1960-х годов штат, замученный самым низким качеством воздуха в стране, возглавил борьбу нации с загрязняющими воздух веществами. В 1961 году он ввел первую в США обязательную технологию контроля автомобильных выхлопов, и требования местного законодательства остаются самыми строгими в стране.

Калифорнийские стандарты способствовали появлению в США гибридных автомобилей, экономичных холодильников и кондиционеров и каталитического дожигателя выхлопных газов, который благодаря лидерству Калифорнии скоро будет устанавливаться на газонокосилки и другое оборудование, использующее двухтактные двигатели.

Федеральный закон о качестве воздуха 1967 года дал Калифорнии право устанавливать и обеспечивать собственные нормы выбросов для новых транспортных средств. На основании этого пункта закона Калифорния просит федеральные власти позволить ей начать ограничивать для автомобилей выброс парниковых газов. Статус Калифорнии в этой сфере дает ей дополнительные основания претендовать на роль экологического лидера, сказал Шварценеггер.

Безусловно, здесь были и продолжают идти серьезные сражения по поводу выбросов и в более широкой перспективе - по поводу сохранения побережья. В Калифорнии живет конгрессмен-республиканец Ричард Помбо, которому почти удалось ослабить нормы закона о вымирающих видах, прежде чем он потерпел поражение на ноябрьских выборах.

Тем не менее строгие нормы штата привели к улучшению ситуации. Шварценеггер вспоминает, что когда он только приехал в Калифорнию, после тренировок на Muscle Beach в калифорнийской Венеции у него слезились глаза.

"Они просто горели все время, а теперь я никогда не чувствую ничего подобного. Этого просто больше нет. Это невероятный прогресс, - сказал он. - И все это благодаря закону о чистом воздухе и каталитическому дожигателю. Благодаря всем этим вещам, которые были сделаны в 1970-е и из-за которых все спорили и говорили, что деловая активность снизится и все уедут из Калифорнии, мир снова станет плоским и прочие ужасные вещи. И посмотрите, что произошло? Теперь весь мир так делает".

Поскольку Калифорния заботится об охране природы больше любого другого крупного штата, ее потребление энергии на душу населения остается неизменным на протяжении 30 лет, в то время как в остальной части страны оно выросло на 50%. Общий объем выбросов оксидов азота и углеводорода упал за 15 лет более чем на 20%, несмотря на то, что расстояния, преодолеваемые водителями штата, за это время выросли более чем на 20%.

Шварценеггер отмечает, что инвесторы в Силиконовой долине тратят миллиарды долларов на природосберегающие технологии, и предсказывает, что наступает заря новой эры в бизнесе. Он с энтузиазмом рассказывает о своей недавней поездке на автосалон в Лос-Анджелесе, где он провел тест-драйв гоночного электромобиля, который разгоняется до 60 миль в час за 4,1 секунды. "Батарея? Я думаю, это потрясающе. Это быстрее, чем turbo Porsche", - сказал он.

"Все это будет совершенно новым феноменом, - сказал он. - Люди, которые достаточно умны и обладают предпринимательским талантом, будут не бороться с этими идеями, а применять их".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru