Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 февраля 2003 г.

Раджив Чандрасекаран | The Washington Post

В Багдаде размещен живой щит

Юбе Эванс, рабочий сцены одного британского театра, входит во временное общежитие, где собирается прожить несколько недель. Он победоносно улыбается, устанавливая походную кровать между окном и холодильником. Прежде чем заявить, что это местожительство его устраивает, он осмотрел территорию вокруг здания.

Всего в 15 м расположена огромная электростанция с четырьмя высокими закопченными трубами. "Это достаточно близко, - говорит он, кивая с удовлетворением. - Это просто идеально".

Эванс и еще 14 активистов со всего мира решили сидеть в конференц-зале Южной электростанции Саддама: если администрация Буша начнет военную операцию с целью свержения президента Ирака Саддама Хусейна, их присутствие, надеются они, не позволит американским вооруженными силам бомбить это сооружение. Всего в Ирак прибыло более 200 иностранцев, в том числе американцев, которые порадовали правительство Хусейна своим решением стать "живым щитом" и таким образом защищать электростанции, водоочистные сооружения, больницы и другие объекты, имеющие большое значение для жизнеобеспечения.

Среди добровольцев, решивших подставить свои тела по удар, можно встретить как наивных студентов колледжей, так и хромающих пенсионеров, как норвежцев, так и южноафриканцев, как атеистов, так и мусульман в платках. Все выступают против вторжения США в Ирак. Многие прибыли из Лондона на двухэтажных автобусах, проехав через всю континентальную Европу, Турцию и Сирию. Они поселились в небольшом багдадском отеле, который стал одновременно пристанищем для добродушных хиппи с гитарами и штаб-квартирой активной политической кампании.

"Мы предупреждаем американское правительство, - сказал Кен Николс О'Киф, бывший морской пехотинец, участник войны в Персидском заливе 1991 г., отказавшийся от американского гражданства и в настоящее время координирующий антивоенную акцию. - Если они будут бомбить эти объекты, не имеющие никакого значения с военной точки зрения, это нельзя будет считать случайными побочными последствиями военной операции. Это будет убийством".

Создание живого щита в Ираке заставляет вспомнить о мрачных событиях в Ираке после войны в Персидском заливе. В августе 1990 г., когда армия Ирака оккупировала Кувейт, иракские солдаты взяли в плен более 2 тыс. иностранных граждан, многие из которых были сотрудниками нефтяных компаний, и в течение пяти месяцев продержали их на иракских военных базах и на заводах. Под давлением международной общественности Хусейн выпустил заложников на свободу за месяц до начала операции.

Борцы за мир пытались создавать живые щиты и в других регионах - последний раз на Западном берегу реки Иордан, где проводил военные операции Израиль, но размах нынешней кампании, по словам ее организаторов, беспрецедентен. Они признают, что их присутствие вряд ли заставит администрацию Буша отступить, но рассчитывают на то, что Пентагон не решится бомбить ряд объектов, в том числе Южную электростанцию, которая была подвергнута бомбардировкам в 1991 г.

"Никто не хочет умирать, но в крайнем случае добровольцы готовы заплатить эту цену", - сказал Джо Леттс, водитель одного из двухэтажных автобусов. Правительство Хусейна активно поддерживает идею создания живого щита. Саддам считает, что добровольцы повышают его шансы на успех в ходе боевых действий - американские командиры будут вынуждены менять планы бомбардировок заводов в Багдаде и окрестностях города. Журналистам и официальным гостям приходится дожидаться виз несколько недель, при этом многие активисты получили разрешения на въезд в течение двух суток. Некоторым визы выдавались при пересечении границы. Правительство оплатило проживание активистов в небольших туристических гостиницах возле Багдада, предоставило бесплатную международную телефонную связь и электронную почту, чтобы борцы за мир могли рассказывать о своей деятельности соотечественникам.

Правительство выдало активистам список объектов, на которых им разрешено пребывать. В течение последней недели организаторы кампании посещают эти места и вычеркивают из списка сооружения, расположенные слишком близко к военным объектам.

Министерство обороны США утверждает, что не собирается наносить удары по гражданским сооружениям, но военные не сказали, планируют ли они бомбить электростанции, как они делали это в 1991 г. Несмотря на то что на этот раз в качестве живого щита выступают добровольцы, американское правительство предупредило Ирак - помощь в размещении гражданских лиц в тех местах, где могут производиться бомбардировки, будет считаться военным преступлением.

"Размещение живого щита - это не военная стратегия, - заявил на прошлой неделе министр обороны Дональд Рамсфельд. - Это убийство, нарушение законов военных конфликтов, преступление против человечества".

Нью-йоркская правозащитная организация Human Rights Watch критикует обе стороны за их отношение к живому щиту. "Если Ирак будет использовать людей в качестве живого щита, это будет военным преступлением, - сказал исполнительный директор Human Rights Watch Кеннет Рот. - Но министр обороны Рамсфельд умалчивает часть информации... Если США будут атаковать объекты, на которых находятся мирные жители, не доказав, что это абсолютно необходимо для выполнения боевых задач, это тоже будет военным преступлением".

Несмотря на энтузиазм иракского правительства, пока неизвестно, разрешит ли оно добровольцам находиться там, где они сочтут нужным, во время войны. По мнению некоторых дипломатов, правительство может решить, что добровольцы создают слишком много проблем, и выгнать их из страны. Директор Южной электростанции сказал, что может заставить добровольцев спрятаться в бомбоубежище на территории станции. Некоторые активисты опасаются, что в последнюю минуту их могут силой переместить на объекты, представляющие больший интерес с военной или политической точек зрения.

"Если это случится, я не буду радоваться, но есть вещи, которые мы не можем контролировать, - сказал Эванс. - Это риск, на который мы готовы идти, чтобы предотвратить войну".

Среди добровольцев есть как начинающие активисты, так и ветераны. Один англичанин несколько недель просидел в тоннеле под аэропортом Манчестера, протестуя против расширения взлетной полосы. Американец Райан Клэнси, учитель английского языка из Милуоки, сказал, что ранее никогда не участвовал даже в уличных демонстрациях.

"Мне очень не нравилось то, что я видел по телевизору", - сказал 26-летний Клэнси, узнавший о живом щите из репортажей CNN. С помощью интернета он подал заявку на участие в кампании, продал свои 50% акций магазина звукозаписи, купил авиабилет и отправился в Италию, чтобы там присоединиться к добровольцам, ехавшим в Ирак на автобусе.

Простых иракцев присутствие добровольцев обескураживает. Проезжая по Багдаду, активисты размахивали плакатами "Нет войне". Местные жители отвечали им одобрительными возгласами и автомобильными гудками.

Ихсан Обейди, директор завода, на который в 1991 г. было сброшено шесть бомб и который с тех пор работает лишь вполовину своей мощности, выразил надежду на то, что живой щит поможет предотвратить очередную воздушную атаку. "Это хорошие люди, которые помогают невинным иракцам", - сказал он.

Другие рабочие настроены менее оптимистично. Сабах Хассан, инженер в голубом рабочем комбинезоне, заявил, что, если начнутся бомбардировки, он убежит. "Я уеду домой, - сказал он. - Иностранные добровольцы могут оставаться".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru