При Путине демократия последовательно сворачивается
В 2001 году в одной из статей Пол Хлебников, главный редактор российской версии журнал Forbes, убитый в прошлом году, призывал адекватно оценивать российскую демократию. По его словам, тревожная реакция Запада на политику Путина слишком истерична: в управляемой олигархическими кланами России уже при Ельцине не было ни рыночной экономики, ни демократии, и таковой она еще долго не будет, вне зависимости от того, что делает Путин, поскольку нет сильного гражданского общества, которое бы могло бросить вызов власти.
При всей меткости анализа Хлебников не мог предвидеть, что путинский режим впредь не только не будет развивать зачатки демократизации, но и последовательно начнет их сворачивать. Взлет популярности Путина сопровождался нейтрализацией наиболее опасных оппонентов, олигархов и коммунистической партии.
Выходцы из спецслужб и армии постепенно вытеснили влиятельный ельцинский клан. Популярная в народе борьба с олигархами ограничилась лишь Ходорковским и превратилась в простое перераспределение собственности под контролем государства или лояльного личного окружения.
Под контролем
С тем чтобы преподнести все это, а также чеченскую кампанию в правильном свете, начиная с 2001 года телеканалы очень быстро были поставлены под контроль цензуры. Обуздав "четвертую власть", без проблем удалось в конце 2003 года обеспечить новой кремлевской партии "Единая Россия" две трети голосов в парламенте, который к тому же был низведен до роли органа, отпускающего благословения.
О том, что происходит на судебных процессах, можно догадываться по делу ЮКОСа и "советским" шпионским процессам в отношении ученых. И наконец, вслед за терактами в прошлом году был отменены выборы губернаторов.
В Брюсселе президент Буш напомнил России о "свободе слова, жизнеспособной оппозиции, разделении властей и главенстве закона", ведь, как он говорит, он все-таки считает Россию "европейской страной".
Четырнадцать лет назад Россия сделала выбор в пользу демократии, заявил Путин в интервью словацким СМИ накануне саммита, но в последнее время он не раз подчеркивал отличительные черты российской демократии: "Основополагающие принципы и институты демократии должны быть приспособлены к реалиям сегодняшней российской жизни, нашим традициям и истории".
Конкретнее он не стал.
Уже несколько лет назад кремлевские идеологи придумали названия для такого вида правления: "диктатура закона", "вертикаль власти", "управляемая демократия".