Когда режиссер Карен Шахназаров узнал, что номинирован на очередную премию, у него появилось желание вежливо отказаться, повествует Foreign Policy. Речь шла о премии ФСБ - "известной в Москве под сознательно-ироничным прозвищем "Оскары КГБ", пишет журналист Саймон Шустер. Шахназаров знал, что некоторые его коллеги начнут перешептываться, но, как пояснил в интервью сам Шахназаров, ФСБ - "очень влиятельная организация". Так что режиссер принял премию и произнес речь о том, что государству и кинобизнесу следует работать сообща. "Как-никак дело происходит в России; речь была принята очень хорошо", - замечает журналист.
Издание дает контекст: "ФСБ, преемница КГБ, набирает вес в российском обществе с тех самых пор, как ее бывший директор Владимир Путин в 2000 году стал президентом. Ведомство целенаправленно ищет способы взять российское кино и телевидение под свою опеку. Еще в 2001 году оно начало финансировать российские детективы и шпионские триллеры".
Первые премии ФСБ кинорежиссерам, актерам и писателям были вручены в 2006 году. "Церемонии награждения не уступали по помпезности западным, вот только они проводились в печально известной штаб-квартире ФСБ на Лубянке", - говорится в статье. Поэтому там не было ни папарацци, ни красной дорожки, ни независимых журналистов.
Собственно, и на Западе сотрудничество спецслужб с кино не новость: отставные агенты часто подрабатывают консультантами на той или иной картине. Но, на взгляд журналиста, при власти Путина ФСБ "развивает новое направление сотрудничества - а точнее, направление, которого не видели в России со времен КГБ". По мнению Шустера, современные премии ФСБ - это возрожденная премия КГБ (1978-1988 годов). "И, совсем как своя предшественница времен холодной войны, ФСБ начала финансировать и продюсировать фильмы с начала до конца", - говорится в статье. "Это были попытки переписать реальность, изобразить генералов ФСБ в роли героев комиксов, типа Бэтмена и Робина", - говорит эксперт Александр Черкасов ("Мемориал").
Как самый очевидный пример Шустер приводит наиболее амбициозный, по его мнению, "художественный проект" КГБ - фильм "Личный номер" (2004). Журналист пишет: "Это новая интерпретация спорной и ужасающей реальной истории" - захвата заложников на спектакле "Норд-ост". Фильм был снят ради того, чтобы "оправдать преступления [ФСБ]: былые и те, что пока не совершены", заявил Черкасов.
"Шахназаров, гендиректор крупнейшей российской киностудии "Мосфильм", наблюдал за этими событиями со смирением и бюджетным прагматизмом", - как выражается автор. Видя элитный жилой дом напротив "Мосфильма", Шахназаров не забывает, что может случиться с его студией, если прекратится господдержка.
"Нашей страной всегда правили сверху. Это наш менталитет, наши исторические судьбы", - сказал Шахназаров в интервью автору. Деньги ФСБ ничем не отличаются от денег "Дисней", добавил он, а "Мосфильм" "не в том положении, чтобы отказывать спонсорам".
В кабинете Шахназарова висит его снимок вместе с Путиным. Первые два президентских срока Путин концентрировался на контроле над телевидением. "Теперь у Путина есть ощущение, что кино важно не только как индустрия, но и как идеологический инструмент государства", - считает Шахназаров.
"Эта перемена вытолкнула Шахназарова на видное место в политической жизни", - комментирует автор. Режиссер был одним из доверенных лиц Путина во время избирательной кампании 2012 года. На 7-й церемонии, где вручались премии ФСБ, Шахназаров сидел в первом ряду рядом с директором ведомства Александром Бортниковым. ("Он ласково называет его Bortka", - утверждает Шустер.)
На сей раз премия ФСБ за лучший фильм была вручена "Белому тигру" Шахназарова. На взгляд журналиста, картина воспевает, в том числе, "робот-патриотизм". Но сам Шахназаров полагает, что сотрудникам ФСБ понравился образ советского контрразведчика Федотова.
Впрочем, Шахназаров уверяет: "Мы не задавались целью создать позитивный образ тайной полиции". По его словам, когда он спросил Бортникова, какие фильмы тот хочет видеть, последний "не дал конкретных инструкций, а лишь посоветовал продолжать хорошее дело".