Прошлым вечером создалось впечатление, что Михаилу Касьянову, на которого возлагает основные надежды отодвинутая на обочину политической жизни либеральная оппозиция России, запретят участвовать в президентских выборах. Чиновники заявили, что многие подписи сторонников его кандидатуры были подделаны.
Мало кто ожидал, что Касьянов наберет более нескольких процентов на выборах 2 марта, на которых, как предполагается, решающую победу одержит избранный преемник российского президента Владимира Путина, Дмитрий Медведев.
Однако дисквалификация бывшего премьер-министра - ныне непоколебимого критика Кремля - может привести к новым обвинениям в том, что власти подавляют оппозицию. Парламентские выборы в прошлом месяце подверглись резкой критике со стороны иностранных наблюдателей, которые назвали их несправедливыми и не соответствующими международным демократическим нормам. Также это может заставить Кремль прилагать дополнительные усилия для поддержания интереса избирателей и сохранения хотя бы видимости конкуренции.
Касьянов давно утверждал, что в конечном итоге вопрос о том, сможет он участвовать в выборах или нет, будет решаться в Кремле. Критики указывают, что требование к независимым кандидатам, не входящим в парламентские партии, о необходимости предоставления 2 млн подписей, не только налагает несправедливое бремя, но и оставляет властям возможность блокировать нежелательных кандидатов, объявляя подписи недействительными.
Во вторник прокуратура завела уголовное расследование по делу о возможной подделке части подписей сторонников Касьянова после того, как в выходные он пожаловался на "скоординированную операцию" по оказанию давления на него со стороны властей.
Николай Конкин, секретарь Центризбиркома, вчера заявил, что недействительными являются более 80 тыс. подписей в поддержку Касьянова, а это означает, что число надежных подписей не дотягивает до 2 млн, то есть имеются основания для отказа в регистрации.
Во время визита в Брюссель Касьянов заявил, что власти не представили достаточных доказательств для его дисквалификации: из 2 млн было проверено 600 тыс. и только 213 подписей из них вызвали сомнения в том, что они сделаны лицами, указанными в документах. Он настаивает на том, что другие подписи оспариваются исключительно по техническим соображениям, которые штаб его кампании будет оспаривать.