"Оранжевая революция" на Украине - свершение Виктора Ющенко, которым он наиболее гордится. Но те бурные недели, когда он вознесся на президентский пост, заставили его поплатиться здоровьем - он был отравлен и еле выжил, на коже остались рубцы.
Прошло три года. Ющенко вернулся. Он заявляет, что Украина тоже вернулась и готова стать демократической частью демократической Европы.
Именно к этому стремился Ющенко, когда он только вступил в должность, и в тот недолгий момент, когда мир дивился участникам акций протеста в заснеженном Киеве, его устремления казались поразительными, но, пожалуй, реалистичными.
В течение последних трех лет эти ожидания были подорваны: Украина погрязла в яростных стычках между политиками, кульминацией которых стали досрочные парламентские выборы, состоявшиеся в прошлом году. После нескольких недель политического маневрирования на основе выборов все-таки был сформирован кабинет министров во главе с Юлией Тимошенко, которая становится то союзником, то соперником президента. Тимошенко занимает пост премьер-министра. Теперь, говорит Ющенко, Украина снова идет надлежащим путем.
"Власти Украины впервые оказались в ситуации, когда и президент, и премьер-министр, и спикер парламента открыто предлагают прозападный путь и евроатлантическое сотрудничество, - говорит Ющенко в интервью Financial Times. - Полагаю, что сегодня власть сплочена".
Президент пользуется консенсусом, чтобы форсировать деятельность на нескольких фронтах. Он призвал западные государства поддержать заявку Киева на присоединение к процессу по вступлению в НАТО - это шаг к приему в альянс. Ющенко также надеется, что в феврале Украину примут во Всемирную торговую организацию. После этого Ющенко хочет ускорить переговоры с ЕС о присоединении к его ассоциируемой зоне свободной торговли.
Ющенко не скрывает своего стремления в конечном итоге вступить в ЕС. Со временем, полагает он, "Европа задастся вопросом: почему Украина не член Евросоюза?".
Козырной картой Киева является украинская демократия, которую, по мнению Ющенко, недавние внутриполитические конфликты скорее укрепили, чем подорвали: "За последние два с половиной года мы продемонстрировали всему миру, что умеем разрешать все внутренние споры, даже если политические взгляды диаметрально противоположны, демократическим путем".
Другие коммунистические или посткоммунистические страны - например, Китай и Россия - пропагандируют идею, что в государствах со слабой социальной и рыночной инфраструктурой авторитаризм может являться более надежным - и благополучным - путем к развитию, чем демократия. Но Ющенко это не убеждает. "Демократия работает, это стоящая вещь", - говорит он, ссылаясь на то, что в прошлом году темпы роста на Украине составили 7,3%.
"Украинское общество невозможно снова обратить в рабство, - говорит Ющенко. - Это общество само себя просветило".
Для американской администрации, которая сделала строительство демократии стержнем своей внешней политики - правда, без особого успеха - эти заявления приятны. Собственно, после того как госсекретарь США Кондолиза Райс в начале этой недели встретилась с Ющенко в Давосе, официальные лица США не преминули сообщить, что Райс поддержала стремление Киева в НАТО.
Но другие страны, возможно, не столь обрадованы обновленными устремлениями Украины.
Экономический взлет России на гребне нефтяных прибылей и сопутствующая ему политическая агрессивность, возможно, создают впечатление, что поддерживать Украину стало более рискованно. Кроме того, хотя расширение ЕС на восток повлекло за собой экономический бум, оно также возбудило страх популистов перед притоком мигрантов.
Амбивалетнее всех - Россия. Политическая неразбериха, которая последовала за "оранжевой революцией" на Украине была подарком судьбы для московских лидеров, обеспокоенных перспективой повторения такого восстания в своей стране.
Поигрывая геополитическими мускулами, Москва заодно осуждает стремление Украины в сторону НАТО, обвиняя Киев в том, что он считает эти связи "альтернативой добрососедским отношениям с Россией".
Ющенко опровергает этот тезис и полагает, что сможет убедить российскую сторону взглянуть на ситуацию его глазами: "Добрососедский диалог шаг за шагом сформирует понимание, что для России, особенно для министерства иностранных дел России, необходимо принять этот шаг".
Ющенко верит в силу времени. Время, говорит он, помогло Украине отбросить советское прошлое и стать более демократичной и единой. Он полагает, что время поможет и России принять новую геополитическую позицию Киева, - так, как Россия со временем приняла членство в НАТО восточноевропейских государств, которые когда-то входили в Варшавский договор.
Но изменения, происходящие с течением времени, не всегда движутся в одну сторону - и Россия в данный момент, по-видимому, скорее желает перевести стрелки часов назад.