Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 января 2008 г.

Квентин Пил | Financial Times

Сербская победа Путина и "Россия Инкорпорейтед"

Сегодня Россия получит первое крупное вознаграждение за то, что она поддерживает попытки Сербии сорвать одностороннее провозглашение независимости Косово. На следующей неделе, если Сербия изберет президентом "твердолобого" националиста, Европейский союз может столкнуться с диаметральным поворотом курса. Цена за свободу Косово высока.

"Газпром", российский газовый монополист, контрольный пакет которого принадлежит государству, станет мажоритарным акционером NIS, сербской государственной нефтяной монополии, и взамен подключит эту бывшую республику Югославии к своему проектируемому газопроводу "Южный поток" по дну Черного моря и по территории Болгарии в Грецию и Италию.

Сделка уже одобрена белградским правительством, хотя цена акций NIS еще не оговорена окончательно. В любом случае "Газпром" получит скидку, а заодно и клиента, который предпочтет "Южный поток" сопернику (проектируемому газопроводу Nabucco, который призван уменьшить зависимость ЕС от российского газа) без необходимости проводить какие-либо тендеры между конкурирующими предложениями.

Чем же Россия заслужила этот режим благоприятствования? Она заблокировала резолюцию Совета Безопасности ООН в поддержку независимости Косово. Это не остановит процесс, но намного осложняет официальное признание будущего государства другими странами. Хотя США и большая часть государств-членов ЕС признают его де-факто, юридический статус Косово останется в подвешенном состоянии.

Президента Владимира Путина это устраивает по трем причинам.

Во-первых, он решительно настроен против любого процесса национального самоопределения, который позволяет такой стране, как Косово, провозгласить независимость в одностороннем порядке, а не по договоренности со страной, от которой она отделяется. Сегодняшняя Россия после распада СССР твердо намерена не позволять ни одной из своих составных частей отколоться. Именно поэтому Москва провела в Чечне две кровавые войны. Хотя Путин намекает, что примеру Косово могут последовать такие самопровозглашенные регионы, как Абхазия (часть Грузии, а не России), все указывает на то, что он такого вовсе не желает.

Во-вторых, он может играть на разногласиях между государствами ЕС и Соединенными Штатами. Он знает, что, например, Испании, Греции и Кипру ненавистна идея самоопределения, ибо они боятся, что ею могут воспользоваться как образцом для подражания баскские сепаратисты или турки-киприоты. Эти государства крайне недовольны прецедентом, который собирается создать Косово.

Но больше всего Кремлю нравится третья причина, третье преимущество - полюбовная сделка с "Газпромом". Ее самым рьяным сторонником в Белграде является премьер-министр Воислав Коштуница, полагающий, что Россия заслуживает вознаграждения. Кроме того, Сербия нуждается в газе.

На этой неделе Коштуница добился своего в кабинете министров, так как правящая партия, поддерживающая вступление в ЕС, - Демократическая партия президента Бориса Тадича - отчаянно нуждается в поддержке со стороны Коштуницы, чтобы Тадич смог победить во втором туре продолжающихся президентских выборов. В первом туре в прошлое воскресенье Тадич уступил националисту Томиславу Николичу, лидеру Радикальной партии, которая выступает против вступления в ЕС.

Коштуница скандально известен тем, что не проявляет свою позицию открыто. Вполне возможно, что Николич победит во втором туре 3 февраля. Это станет катастрофой для отношений ЕС с важнейшей страной на западе Балкан.

По словам московских аналитиков, Путин, возможно, предпочтет победу Тадича. Ему не хочется иметь дело с изолированной Сербией. Аналитики отметают предположение, что противодействие России независимости Косово отражает нечто вроде православной, славянской солидарности с сербами. Намного вероятнее, что причина - сделка с "Газпромом". Таков классический образчик поведения "Россия Инкорпорейтед" - российского государства, которым движут деньги, а не идеология.

Есть также мотив стратегического плана, хотя, вероятно, он играет второстепенную роль. Чем больше потребителей для своих энергоносителей находит "Газпром", тем более оправданна прокладка газопровода "Южный поток", а не альтернативного Nabucco для связи центральноазиатских поставщиков через Турцию с Европой. У Nabucco уже есть сложности с получением достаточных объемов газа, которые бы окупали его строительство. Без потребителей он никогда их не получит. Видимо, Путин сейчас довольно хихикает, радуясь легкой прибыли.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru