Сегодня формируются две России: одна стремится к свободе и процветанию, другая сосредоточена на патриотизме и популизме, пишут в International Herald Tribune Денис Корбой (экс-представитель Еврокомиссии в Армении и Грузии), Уильям Кортни (в прошлом посол США в Казахстане и Грузии, а также помощник президента США по делам России, Украины и Евразии) и Кеннет Яловитц (экс-посол США в Белоруссии и Грузии).
"В первой России люди могут ездить за границу, покупать и продавать жилье, надежно держать деньги в банках. Во второй России президент Путин душит инакомыслие, утверждает, что ПРО НАТО - это угроза, и стремится заманить бывших соседей по СССР в неравноправный Евразийский союз", - говорится в статье. Первая Россия модернизируется, вторая отличается ретроградством.
В этих условиях Западу нужны две разные стратегии - "признать, что на данный момент у власти находятся "патриотические" силы, но они все более отталкивают от себя урбанизированные и образованные слои".
Экс-дипломаты дают конкретные советы: поощрять Россию соблюдать правила ВТО. Соглашение с США об интеллектуальной собственности поможет извлечь выгоду из высокотехнологической промышленности. "Большая свобода для западных инвестиций и технологий освоения сложных месторождений поможет восстановить динамику экспорта" российских нефти и газа.
Дипломатический подход ко "второй России" должен руководствоваться долгосрочной заинтересованностью Запада во внутренней либерализации и справедливости. Пусть Запад, как и в советские времена, публично порицает репрессии и поднимает на высшем уровне вопрос о конкретных проявлениях несправедливости.
Правда, внешние силы мало чем могут помочь реформам в России: Кремль закрыл программы U.S.A.I.D., "храбрые организации вроде "Голоса", финансируемые из-за границы, подвергаются гонениям или угрозе закрытия".
Запад старается противостоять "России ретроградной", "хотя это и нелегко", пишут авторы. В декабре госсекретарь Клинтон остерегла от "ресоветизации" посредством Евразийского союза.
По мнению авторов, "Россия ретроградная" может быть "худшим врагом самой себе" - об этом свидетельствует запрет на усыновления.
"Следует задуматься о том, чтобы реже приглашать Путина на саммиты с Западом, и принять в ЕС меры вроде "Закона Магнитского", - советуют авторы.
Сочетание прагматичности с принципиальностью укрепит сотрудничество, но ободрит борцов за демократию и права человека, заключают авторы.