Интервью с математиком университета Пизы Андреа Милани
От монолита из "Космической Одиссеи 2001" до астероида диаметром два километра, который может столкнуться с Землей, чье падение можно ожидать 1 февраля 2019 года, не такой, по сути, большой шаг. "Риск того, что этот астероид может упасть нам на голову, существует, и он достаточно велик. Но будем сохранять спокойствие: мы говорим о вероятности 1:70 000".
Андреа Милани, математик из университета Пизы, возглавляет группу исследователей, которая готовит расчеты "для всех обсерваторий планеты". Все данные ежедневно публикуются на сайте отделения математики (Newton.dm.unipi.it/neodyf).
Ученый так комментирует сообщение, распространенное BBC и CNN: угроза "2002 NT7" "почти реальна". Проблема, как он говорит, в этом "почти".
- Есть ли повод для беспокойства?
- Согласно данным астрономических исследований, мы имеем дело с самым опасным астероидом за всю историю наблюдений: об этом свидетельствуют данные, полученные в последние часы. Однако, внимание, вероятность того, что астероид столкнется с Землей, остается очень малой, 1 шанс из 70 000.
- Иными словами, американцы преувеличивают?
- В некоторой степени - да, паниковать не нужно. Вместе с тем, это не означает, что не нужна повышенная бдительность. Необходимо продолжать исследования и наблюдения. И поскольку речь идет о вероятности, о том, что орбиты еще не до конца просчитаны, мы ежедневно проводим новые расчеты. Но также очевидно, что по "Шкале Палермо" степень опасности этого астероида чрезвычайно велика.
- Что такое "Шкала Палермо" и как она действует?
- Это система измерения, разработанная группой ученых, с которыми я сотрудничал. По этой шкале определяется важность события по отношению к окружающему пространству, т.е., определяется степень опасности космического объекта для Земли. Когда опасность превышает нулевую отметку, это значит, что столкновение космического тела с Землей может привести к серьезным последствиям.
- В университете Пизы вы координируете деятельность группы ученых, ведущих наблюдение за объектами, расположенными в непосредственной близости от Земли. Как вы работаете?
- Расчеты производят робот Clomon 2 и вычислительная система Sentry в Jet Propulsion Lab в Пасадене (США). Мы занимаемся только программным обеспечением. Из Гарварда, штат Массачусетс, ежедневно через интернет мы получаем данные астрономических наблюдений со всего мира. Наша работа заключается в прогнозировании орбит и наблюдении за астероидами.
- Таким образом, Италия оказалась в привилегированном положении.
- В Италии располагаются два самых современных центра в мире, третий - в Соединенных Штатах. Даже NASA обращается к нам. Вместе с тем, следует напомнить, что мы получаем лишь десятую часть тех финансовых средств, которые они имеют на подобного рода исследования.
- Опасность, которую представляет "2002 NT7", оценивается как 1:70 000. А если бы она была 100-процентной, что мы могли бы предпринять?
- Первая контрмера - ежедневное наблюдение, чтобы можно было решить, упадет на нас астероид или нет. Только после этого мы сможем предпринять меры по изменению его орбиты. Мне не импонирует идея бомбардировки астероида атомными зарядами: это слишком опасно, его фрагменты могут нанести еще больший ущерб, чем сам астероид. Лучше выглядит проект Европейского космического агентства, в разработке которого мы принимали участие: он называется "Дон Кихот". Суть проекта заключается в попытке изменения орбиты астероида при помощи кинетической энергии. На деле это означает, что астероид будет подталкивать сзади высокоскоростной космический корабль.
- Профессор, всем известен сон старого доктора Спока?
- К сожалению, фантасты всего тяготели к использованию ядерной энергии в качестве оружия против астероидов. Голливуд представляет своих ученых в образе космических ковбоев, полагающихся на огневую мощь. Но я думаю, что большее значение имеют знания и способность контролировать происходящие события.