Порядок в мировой торговле постепенно расшатывается
Переговоры по ВТО часто заканчиваются полным провалом, но участники потом вновь садятся за стол переговоров. В этот июльский день 2006 года тоже не разразилось никакой катастрофы - подобная лексика применима на сегодняшний день только к ситуации на Ближнем Востоке.
И все же на сей раз дело обстоит иначе, чем после других окончившихся провалом саммитов министров: раунд в Дохе завершен, а с ним - и дальнейшая либерализация и правовое оформление отношений в международной экономике.
Порядок в мировой торговле постепенно расшатывается. Совсем не обязательно, что это повлечет последствия, сравнимые с падением бомбы или потопом. Последствия провала переговоров в Женеве отразятся на простых смертных не сегодня и не завтра, но тем неотвратимей и масштабней они будут. Речь идет практически о жизни и смерти. А также о том, сохранят ли промышленно развитые страны свое благополучие, а развивающиеся - возможность догнать их со временем. Сможет ли население стран третьего мира справиться с голодом своими собственными силами и заработать себе на пропитание? Смогут ли больные оплачивать лекарства? Речь идет и о том, за кем останется решающее слово в мировой экономике: за тем, у кого больше всего денег и оружия?
Критики глобализации и противники международных организаций, таких как ВТО, могут ликовать: многие международные институты оказываются несостоятельными, а структуры распадаются. ВТО стала бумажным тигром.
Но это печальный триумф. У ВТО были все возможности добиться успеха в переговорном процессе: организация, в которой право голоса имеет каждое государство, в которой даже более слабые государства благодаря направленности интересов и пакетам решений получали причитающееся им по праву. Самые мудрые консультанты, генеральный директор в лице Паскаля Лами, имеющий за плечами богатый дипломатический опыт. И, несмотря на все это, деятельность организации трудно назвать успешной - не в последнюю очередь из-за того, что США отказываются от многосторонних договоров в пользу двусторонних. Но в провале повинен и ЕС. Где были главы государств и правительств, когда пришло время пойти на компромисс?
Формально, раунд переговоров провалился, но возможно, он будет возобновлен. Иначе снова восторжествует политика протекционизма, национального эгоизма и борьбы друг против друга. Это уже было до 1945 года и не должно больше повториться. Новый дух просочится до самых низов, и в конце концов все должны будут поплатиться за это.