Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 июля 2007 г.

Парми Олсон и Лайонел Лоран | Forbes

Холодное тепло России

Когда неуклюжий русский медведь занят дипломатической игрой, он порой смахивает на персонажа фарса: после того как Великобритания в прошлую среду выслала четырех российских дипломатов из-за убийства сотрудника российских спецслужб на британской территории, Кремль в прошлый четверг выставил из страны четырех британских дипломатов. Для верности Кремль еще кое-что добавил к ставкам: сообщил, что наложит запрет на предоставление виз британским чиновникам и прекратит сотрудничество в области контртеррористической деятельности.

Подобные громкие заявления могут заставить многих политиков хлопнуть рюмку водки, но западным компаниям, в том числе британским, беспокоиться нечего. Поскольку российское население богатеет и в сфере розничной торговли наблюдается бум, британские сети магазинов типа Kingfisher и финансовые фирмы типа Allianz будут по-прежнему вкладывать деньги или поддерживать партнерские отношения со своими российскими коллегами.

Безусловно, Кремль железной хваткой вцепился в стратегические активы типа энергетики и обороны, но в розничную торговлю, банковское дело и автомобильную промышленность государство почти не вмешивается. Благодаря этому такие компании, как Ford Motor, General Motors, Suzuki и Toyota, в прошлом году объявили о планах строительства в России своих новых заводов.

"На данный момент мы не наблюдаем такого явления, как влияние ухудшающейся политической ситуации на рынки, - говорит Денис Маслов, аналитик Eurasia Group. - Возможно, есть какие-то негативные последствия для российского фондового рынка - в последнее время он растет более вялыми темпами по сравнению с молниеносным ростом нескольких предыдущих лет".

Но даже это не сказалось на прямых инвестициях из-за рубежа, которые в 2006 году составили в общей сложности 30 млрд долларов, а за первое полугодие 2007, по неофициальным данным, уже достигли того же уровня. "Если бы дело шло к изменениям, - продолжает Маслов, - симптомом была бы очевидная дискриминация Кремлем американских фирм, активно работающих в России. Такого мы не наблюдаем".

Директор исследовательского агентства Russian Axis Вадим Малкин отмечает, что компании, принадлежащие к "горстке храбрых" - уже вложившие деньги в Россию или наладившие здесь свою деятельность, наверняка воспользуются своим влиянием, чтобы воспрепятствовать ухудшению деловых связей. Впрочем, в вероятности такого ухудшения Малкин все равно сомневается. "Думаю, мы вряд ли будем наблюдать введение экономических санкций против британских компаний или, наоборот, против российских", - сказал он.

Поединок на дипломатическом уровне из-за убийства Александра Литвиненко в Лондоне и попыток добиться экстрадиции его предполагаемого убийцы - это, очевидно, "битва умов" между новым правительством Великобритании, которое стремится показать себя на международной арене, и российским президентом Владимиром Путиным, который должен уйти со своего поста в 2008 году.

Отказ России экстрадировать Андрея Лугового, бизнесмена-миллионера, которого Великобритания обвиняет в убийстве Литвиненко, был рискованным шагом со стороны президента, который старается играть роль члена клуба западных держав. "Для Путина важно мнение Запада. Он не хочет, чтобы в нем видели еще одного азиатского диктатора", - замечает Малкин.

К сожалению, недавнее ухудшение в отношениях Путина с Западом мало способствует тому, чтобы это впечатление развеялось. По-настоящему все началось на исходе 2005 года, когда российская государственная газовая компания "Газпром" временно прервала поставки газа Украине из-за разногласий по поводу цены. Еще больше репутация России испортилась осенью 2006 года, с убийством Литвиненко в Лондоне, и была совсем уж запятнана весной этого года ввиду возражений против размещения элементов американской системы ПРО в Чехии.

Однако даже эскалация напряженности мало повлияла на инвестиции в Россию и бурное развитие экономики страны. "В России политика и сфера бизнеса удивительно мало влияют друг на друга", - отметил Маслов. В прошлом году российские инвестиции в Великобританию составили 6 млрд долларов, а британские инвестиции в Россию - более 11 млрд.

Но есть одна сфера, где политические взаимоотношения традиционно играют ключевую роль для британского бизнеса. Это энергетика. Поскольку собственные запасы природного газа Великобритании - месторождения в Северном море - истощаются, к 2020 году, по прогнозам государственных ведомств, доля импортного природного газа на рынке будет составлять до 90%.

Гарантии надежности поставок газа важны как в социальном, так и в экономическом отношении, поэтому власти постараются заключать сделки сразу с несколькими поставщиками газа, располагающими различными маршрутами транспортировки. Тем не менее "Газпром" будет крупным игроком на этом рынке: на данный момент Европа получает от России 25% от всего импортируемого ею газа, но к 2020 году, по данным брюссельского Секретариата Энергетической хартии, этот показатель достигнет 50%. Уже более года ходят упорные слухи, что "Газпром" хочет купить крупнейшую в Великобритании газораспределительную компанию Centrica.

Но этой сделке могут воспрепятствовать политики. Стивен Далзиэл, исполнительный директор Российско-Британской торговой палаты, полагает, что мечты "Газпрома" о поглощении британских компаний были под угрозой еще до последней дипломатической стычки. В 2006 году правительство Великобритании заявило, что при попытке приобрести компанию Centrica "Газпром" подвергнется "тщательной проверке", подчеркнув, что безопасность поставок энергоносителей британским потребителям - "превыше всего".

Но "Газпром" так легко не сдастся. Он уже приобретает компании в других европейских государствах - например, в прошлом году совершил обмен активами с германским химическим концерном BASF. "Российское руководство, начиная с самого Путина, - это большие прагматики, они будут защищать интересы России до последнего", - отмечает Далзиэл.

Теперь, когда Тони Блэр ушел в отставку, иметь дело с "Газпромом" придется новому премьер-министру Гордону Брауну и его администрации. Маслов полагает, что дальнейшее обострение политических и дипломатических отношений не поможет этой государственной компании осуществить свои мечты о приобретении распределительных сетей в Великобритании. Если власти не позволяют некой компании приобрести активы, возможна "обида", отмечает Маслов, и "ухудшение отношений". По-видимому, нынче нужно действовать осторожно.

Источник: Forbes


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru