Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 июля 2008 г.

Эндрю Клаван | The Wall Street Journal

Что общего у Буша с Бэтменом

Из города, охваченного насилием и страхом, раздается крик - мольба о помощи. Луч света рассекает темное небо, и на мчащихся облаках высвечивается темная эмблема - летучая мышь.

Но нет, подождите. В действительности это не летучая мышь. Проведите пальцем по контуру, и вы поймете, что это... буква "W" ("Дабья" - прозвище Джорджа Буша-младшего. - Прим. ред.).

Мне кажется очевидным, что новый фильм про Бэтмена "Темный рыцарь", который сейчас бьет все исторические рекорды по кассовым сборам, - это своего рода панегирик мужеству и моральной отваге, которые в эпоху разгула террора и войны продемонстрировал Джордж Буш. Как и Дабью, Бэтмена ругают и ненавидят за то, что он борется с террористами, используя такие средства, какие до них доходят. Как и Дабья, Бэтмен порой нарушает права человека, чтобы справиться с экстренной ситуацией, а после ее разрешения возвращается в рамки закона.

Как и Дабья, Бэтмен понимает, что свободное общество - члены которого порой совершают ошибки - с точки зрения морали не аналогично преступной секте, жаждущей разрушения. Общество необходимо поддерживать даже в те моменты, когда оно ведет себя глупо. Преступников необходимо преследовать до ворот самой преисподней.

Таким образом, "Темный рыцарь" - консервативная кинокартина о войне с террором. Как и другой похожий фильм - прошлогодний "300" - "Темный рыцарь" добился кассовых успехов, апеллируя к тем ценностям и потребностям, которые администрации Буша никак не удается четко сформулировать.

И наоборот, когда время от времени сторонники левых убеждений выпускают фильмы о войне с террором - "В долине Эла", "Версия" и "Без цензуры" - проповедующие двойную мораль и оправдывающие пораженчество, оскорбляющие военных и их миссию, не позволяющие провести различий между Америкой и исламо-фашизмом, такие картины проваливаются еще заметнее, чем операция "Шок и трепет".

Так почему же сторонники левых убеждений спокойно делают свои фильмы откровенными и реалистичными, а голливудские консерваторы вынуждены надевать маски, чтобы высказать свою правду? Почему получается, что консервативные ценности, которые помогают нам защищать страну - мораль, вера, самопожертвование, благородное желание сражаться за правое дело - появляются лишь в фантастических фильмах или постановках комиксов вроде "300", "Властелина колец", "Нарнии", "Человека-паука 3", а теперь и "Темного рыцаря"?

Как только создатели фильмов берутся за проблему исламского терроризма в реалистичном жанре, эти ценности неожиданно исчезают. Хороших парней становится невозможно отличить от плохих, и в конце концов мы унижаем тех самых героев, которые нас защищают. Из-за чего так происходит?

Ответы на эти вопросы, судя по всему, заложены в самом сюжете "Темного рыцаря". Поступать правильно всегда сложно, говорить правду - опасно. Многих за это ненавидят, некоторых - убивают, а одного и вовсе распяли на кресте.

Сторонники левых идей часто жалуются, что мораль правых страдает упрощенностью. Мораль - понятие относительное, говорят они, полное нюансов и сложностей. Они, безусловно, ошибаются - даже если исходить из их собственных постулатов.

Левые и правые, все американцы знают, что свобода лучше рабства, что любовь лучше ненависти, доброта лучше жестокости, толерантность лучше нетерпимости. Мы не всегда сознаем, откуда нам известны эти вещи, но, тем не менее, они загадочным образом нам известны.

Проблема возникает в том случае, когда нам приходится защищать эти ценности в мире, который не полностью их разделяет. Однажды наступает момент, когда приходится быть нетерпимым, чтобы защитить терпимость, жестоким, чтобы защитить добро, ненавидеть, чтобы защитить то, что любишь.

Когда появляются герои, готовые взять на себя эти трудные обязанности, у нас, остальных, появляется искушение повернуться к ним спиной и облить их грязью, чтобы оправдать свою правоту. Мы обвиняем и ненавидим жестоких солдат и злобных следователей, чтобы самим выглядеть воплощением мирных ценностей, которые защищают эти люди. Комиссар Гордон в исполнении Гэри Олдмана говорил о ненавидимом и гонимом Бэтмене: "Он вынужден скрываться - потому что мы вынуждены его преследовать".

В этом и заключается моральная проблема. И только когда наше кинематографическое сообщество готово будет показать, что иногда приходится убивать, чтобы спасти чью-то жизнь; что порой приходится отступать от своих ценностей, чтобы спасти эти ценности; что это кинозвезды греются в ярких лучах нашего обожания и изображают героев, а настоящие герои тем временем остаются в тени и отчаянно тащат свою тяжкую ношу - тогда и только тогда мы сможем отдать должное президенту Бушу, сняв хорошие и правдивые фильмы о войне с террором.

Возможно, в тот момент голливудские консерваторы смогут снять маски и выражать свои мысли открыто, при свете дня.

Андрю Клаван - двукратный лауреат премии Эдгара Аллана По Ассоциации детективных писателей Америки. Его роман "Империя лжи" посвящен отношению обывателя к войне с терроризмом

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru