Когда Андерс Беринг Брейвик не занимался планированием массового убийства в летнем молодежном лагере и изготовлением бомбы, которую он привел в действие в Осло на прошлой неделе, он играл в компьютерные игры, слушал европейскую поп-музыку и смотрел сериал "Настоящая кровь" - кроме воскресных вечеров: по воскресеньям он обедал с матерью, пишет The New York Times.
"Это была параллельная жизнь, которую он методично вел последние годы. Бывшие одноклассники и коллеги называли его неприметным и незапоминающимся", - отмечают авторы статьи Майкл Швирц и Мэтью Сэлтмарш. Вероятно, это были его врожденные качества, которые он сознательно культивировал, чтобы скрыть намерение осуществить "мученическую операцию".
"На протяжении нескольких лет Брейвик, которому сейчас 32 года, участвовал в дебатах на форумах в интернете об опасностях ислама и иммиграции. Неизвестно, в какой момент он решил, что насилие может стать решением проблем, которые, как он думал, терзают европейскую цивилизацию", - отмечают авторы.
"Он никогда не говорил ничего такого, что можно было бы запомнить, - сказал Стиг Фьелскаалнес, знавший Брейвика в бытность его членом норвежской консервативной Партии прогресса в начале 2000-х. - Он был одним из толпы, если вы понимаете, что я имею в виду. Его легко забыть".
Он начал меняться около десяти лет назад. Когда Брейвик был школьником, он слушал хип-хоп и его лучшим другом был мусульманин, но, когда он перешагнул за 20, он стал считать мусульман врагами, наводнившими Норвегию и другие страны Европы.
"Около 2000 года я понял, что демократическая борьба против исламизации Европы, европейского мультикультурализма, проиграна, - написал он в манифесте, опубликованном в интернете незадолго до терактов. - Я решил использовать альтернативные формы противодействия. Протестовать - значит не соглашаться. Сопротивляться - значит говорить, что положишь этому конец. Я решил, что хочу присоединиться к движению сопротивления".
"У него апокалиптические взгляды, - отметил Магнус Рэнсторп, директор по исследованиям Центра изучения терроризма и политического насилия при Шведском колледже национальной обороны. - Он думает, что на то, чтобы обратить вспять "арабизацию" Европы, уйдет от 70 до 80 лет. Он считает себя частью истории".
"По-настоящему опасные парни скрывают свои намерения, - сказал Ханс Рустад, руководитель популярного консервативного сайта Document.no. - Это тот самый случай".
В написании статьи приняли участие Стивен Эрланджер, Николай Клейван и Хенрик Прайсер Либелл