Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 июня 2001 г.

Редакция | The Washington Post

Буш по-прежнему расценивает встречу с Путиным как позитивную

Вчера президент Буш позвонил по телефону трем европейским лидерам, чтобы усилить позитивное впечатление о своих переговорах с Владимиром Путиным, в то время как эксперты во внешнеполитической области задавались вопросом, оправдают ли американо-российские отношения те ожидания, которые были на них возложены после субботнего саммита. Необходимо отметить, что многие демократы и некоторые республиканцы выразили обеспокоенность в связи с состоявшимся саммитом. В частности, конгрессмены-демократы не понимают, как после всего полуторачасовой встречи Буш решил, что Путин заслуживает доверия.

Стивен Мафсон и Дэн Бальц

Вчера президент Буш позвонил по телефону трем европейским лидерам, чтобы усилить позитивное впечатление о своих переговорах с президентом России Владимиром Путиным, в то время как эксперты во внешнеполитической области задавались вопросом, оправдают ли американо-российские отношения те ожидания, которые были на них возложены после субботнего саммита.

Буш позвонил британскому премьеру Тони Блэру, председателю испанского правительства Хосе Мария Аснару и президенту Польши Александру Квасьневскому, подчеркнув, что намерен приступить к осуществлению плана по развитию сотрудничества, которое, как он уверен, вполне возможно.

Буш повторил репортерам, что "переговоры с президентом Путиным были позитивными...Они мне показали, что мы можем вести очень откровенный и честный диалог и что есть области, где мы можем действовать сообща".

Однако многие демократы и некоторые республиканцы выразили обеспокоенность в связи с состоявшимся саммитом. В частности, конгрессмены-демократы не понимают, как после всего полуторачасовой встречи Буш решил, что Путин заслуживает доверия.

Председатель сенатского комитета по иностранным делам Джозеф Байден заявил в воскресенье в программе "Meet the press" на NBC, что не доверяет бывшему сотруднику КГБ. В ходе вчерашней встречи с журналистами и редакторами The Washington Post сенатор Джон Эдвардс подчеркнул, что озадачен словами Буша о том, что тот увидел у Путина душу. "И на этом основании он решил, что ему можно доверять? Я не знаю",- сказал Эдвардс.

"Быть может, слишком преждевременно выносить подобные суждения после полуторачасовой встречи, - подчеркнул Збигнев Бжезинский, занимавший пост советника по национальной безопасности в администрации Картера. - Буш переборщил с излиянием чувств, которые имели оттенок покровительства."

Советник Буша по национальной безопасности Кондолиза Райс опровергла предположения о том, что подобная публичная несдержанность Буша вызвана наивностью в отношении российского лидера или непониманием разногласий между двумя странами по таким вопросам, как ПРО, расширение НАТО, война в Чечне, ядерное распространение и свобода прессы в России.

"Это была не такая встреча, где кто-то тщательно выбирает выражения,- заявила Райс в телефонном интервью.- Это был не тот случай, когда собеседники стараются доставить друг другу удовольствие, соглашаясь там, где они делать этого не должны...Президент лишь установил личный контакт, даже взаимопонимание, на основе которого они теперь могут искать решение стоящих перед ними проблем. Но нельзя говорить, что президент совершенно не знает, чего он хочет добиться от русских."

И все же некоторые эксперты по внешнеполитическим вопросам придерживаются скептической точки зрения.

"Он рискует тем, что эти личные отношения впоследствии негативно скажутся при решении важных вопросов", - подчеркнул сотрудник фонда Карнеги Майкл Макфоул.

Макфоул приветствовал выступление Буша в Варшаве за день до саммита, в котором президент призвал к принятию в НАТО бывших советских республик - Латвии, Литвы и Эстонии. Однако он выразил обеспокоенность тем, что Буш принизил значимость своего собственного заявления о важности строительства демократии в России тем, что слишком любезничал с Путиным.

"Безусловно, хорошо, что они встретились и поладили...Если бы они не поладили, это было бы действительно серьезной драмой, чреватой негативными последствиями,- отметил Ричард Холбрук, в годы правления Клинтона занимавший должность постоянного представителя США при ООН.- Однако для этого не было предпосылок. Принимая во внимание, что встреча проходила на фоне враждебных по отношению к американским интересам действий Путина в Шанхае и Белграде, то возникает вопрос: "Где претензии?"

Незадолго до саммита с Бушем Путин встретился в Шанхае с лидерами Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, и все вместе они осудили американские планы создания ПРО. В воскресенье - сразу после встречи с Бушем - Путин сделал остановку в Белграде, где подверг резкой критике присутствие НАТО на Балканах.

Критикуя Буша, некоторые демократы отметили, что республиканцы неоднократно обрушивались с нападками на Клинтона за то, что он слишком сильно полагался на личные отношения с тогдашним президентом России Борисом Ельциным.

Однако высокопоставленный представитель администрации Буша назвал это сравнение необоснованным. "Ошибка администрации Клинтона состояла в том, что Борис Ельцин стал для нее синонимом российских реформ, - отметил он.- Когда стало совершенно ясно, что Борис Ельцин не является приверженцем реформ и что для реформ складывается неблагоприятная обстановка, личные отношения стали мешать откровенно говорить о том, что происходит в России. Об отношениях с Путиным этого сказать нельзя."

Обещание Буша принять в НАТО новых членов снизила критику, которой - в противном случае - его могли подвергнуть консервативные республиканцы, с подозрением относящиеся к намерениям России.

Владелец Weekly Standard Уильям Кристол подчеркнул, что консерваторы удовлетворены поведением Буша и предпочитают не обращать внимание на его слегка избыточную риторику о Путине. По его словам, консерваторы из числа последователей Рейгана довольны тем, что президент высказывается за расширение НАТО в сторону российских границ и отстаивает свои планы ПРО, и в то же время поддерживает контакт с русскими.

"Буш ничего не теряет, занимая подобную позицию и надеясь, что она себя оправдвет,- подчеркнул бывший сотрудник Пентагона при Рейгане Ричард Перл, который сейчас близок к администрации Буша.- Если дальнейшие события не докажут его правоту, и Путин окажется недостойным доверия, никто не будет выражать недовольство, если президент об этом скажет."

По словам Бжезинского, важно, что Путин был настроен на встрече благожелательно, хотя за день до этого Буш пообещал - это прозвучало как обязательство - значительно расширить НАТО.

Советник президента Карен Хьюджес заявил, что публичные комментарии Буша о Путине вызваны тем, что по своей откровенности встреча превзошла его ожидания.

Однако некоторые консерваторы до сих пор недовольны благожелательными заявлениями Буша о Путине. По мнению Центра политики в области безопасности, возглавляемого бывшим сотрудником рейгановской администрации Франком Джаффни, единственным недостатком поездки Буша было его заявление, что он почувствовал душу Путина. Центр считает, что, назвав Путина прямым и искренним человеком, Буш просто переборщил.

Первая поездка Буша в Европу не смогла остановить снижение его рейтинга в США. Согласно данным нового опроса, проведенного в воскресенье Pew Research Center, 50% респондентов одобряют действия Буша на посту президента, в то время как 33% - нет.

Опрос показал также, что многие люди не обратили большого внимания на европейское турне Буша: за ним внимательно следили лишь 10% опрошенных. Это в два раза меньше, чем количество людей, уделивших очень большое внимание решению сенатора Джеймса Джеффордса выйти из Республиканской партии.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru