Жить и в ус не дуть, как президент в замке - этой формулой можно было бы выразить суть проекта конституционной реформы статуса главы государства, закулисно составленного в президентской канцелярии: проект явно усиливает иммунитет хозяина Елисейского дворца. Во вторник министр юстиции Доминик Пербен объявил о том, что презентация проекта на Совете министров состоится "в ближайшие недели". Он не стал распространяться по поводу содержания текста, но заявил, что документ "по всем пунктам следует предложениям комиссии Авриля" ? этого "мозгового центра", который был создан после переизбрания Ширака и которому поручено прояснить уголовно-правовой статус главы государства.
Когда эта группа 12 декабря прошлого года подготовила свои предложения, депутат-социалист Андре Валлини, который также работал над проектом конституционной реформы, заявил, что комиссия под председательством Пьера Авриля оказала "политическую услугу" парламентскому большинству. В самом деле, в докладе содержалась рекомендация юридически закрепить два аспекта президентского статуса ? неприкосновенность и невозможность привлечения к ответственности. Теперь так и будет, потому что проект Пербена, уже одобренный Конституционным советом, является точной копией "доклада Авриля".
Изменение статей 67 и 68 конституции, касающихся Высшей палаты правосудия, должно позволить закрепить полномочия президента и защитить его от любого преследования до истечения срока президентского мандата. Документ защищает хозяина Елисейского дворца от судей, которым отныне конституционно запрещается преследовать или вызывать на допрос главу государства. В новой редакции статья 68 будет звучать так: "Президент республики в течение своего мандата не может быть вызван каким-либо юрисдикционным органом или административной властью в качестве свидетеля, а также являться объектом следственных действий, следствия или преследования". В случае неисполнения им своих обязанностей, "явно несовместимым с осуществлением им своего мандата", главе государства придется столкнуться с депутатами и сенаторами в ходе процедуры "импичмента", которая может привести к отстранению президента.
По сути, этот текст утверждает вердикт Конституционного совета (январь 1999 года) и постановление Кассационного суда (октябрь 2001 года), которыми запрещается вызов главы государства в качестве свидетеля по делам, предполагающим привлечение его к ответственности в период действия президентского мандата.
Проблема состоит в том, что реформа, ели она будет одобрена, не предполагает ни создания каких-либо специальных следственных органов, ни возможности для парламентариев проводить расследование. Возникает вопрос: что произойдет во Франции (в отличие от США, где независимый прокурор мог возбудить дело против президента), если на главу государства падут подозрения? Как писала в среду газета Le Monde, Жак Ширак, замешанный во множестве "дел" (дело об авиабилетах, "гастрономические" растраты, скандал с фиктивными рабочими местами и др.), может объявить о реформе в традиционном выступлении по случаю Дня взятия Бастилии (14 июля), а парламент соберется осенью, чтобы утвердить ее.