Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 июня 2007 г.

Питер Финн | The Washington Post

Слова Путина о преемнике приводят в замешательство

Похоже, что президент Владимир Путин испытывает тайное удовольствие от постоянных обсуждений, кто станет преемником после его ухода с президентского поста, - Путин обещал, что уйдет с должности, когда в марте следующего года состоятся президентские выборы.

Сейчас в Москве внезапно начали обсуждать новый вариант развития событий, при котором должность займет лояльный Путину временный президент.

Согласно данному сценарию, на который недавно публично намекал сам Путин, новый лидер останется у должности до 2012 года. Он может уйти и раньше, если, как некоторые полагают, у следующего президента России неожиданно случится нервное истощение или иные обстоятельства заставят его (или ее) уйти. Российская конституция запрещает Путину лишь занимать должность президента более двух сроков подряд.

"Теоретически это возможно, - заявил Путин на саммите "большой восьмерки" в Германии в ответ на вопрос о том, возможно ли, что он будет баллотироваться в 2012 году. - Конституция этого не запрещает".

А незадолго до саммита на встрече с иностранными журналистами Путин заявил, что поддерживает идею об увеличении президентского срока с четырех до пяти или даже до семи лет. Подобное изменение конституции также может стать поводом для новых президентских выборов после 2008 года.

Кремлевский стратег Владислав Сурков сравнивает Путина с Франклином Делано Рузвельтом, который становился хозяином Белого дома четыре раза. Сам Путин неоднократно подчеркивал, что останется влиятельной политической фигурой. "Я занимался в свое время борьбой дзюдо, а не легкой атлетикой, - заявил он в этом году, - и бежать никуда не собираюсь".

Идея о третьем, пусть и не подряд, сроке для Путина не нова. Однако люди, пристально следящие за Кремлем, изголодались по достоверной информации, а потому бросаются толковать любые заявления Путина так энергично, словно это Талмуд. Недавние размышления президента дали им новый повод для догадок.

"Все более актуальным становится вариант "технического президента", - написала в июне "Независимая газета". - Потом он тихо уйдет в сторону, подготовив триумфальное возвращение Владимира Путина".

В подобном шаге есть своя логика. По словам российских аналитиков, Кремль разделился на фракции, которые не могут договориться о выборе преемника, и возвращение Путина к власти после недолго междуцарствия может оказаться единственным способом предотвратить опасный раскол в его окружении, который грозит стать очевидным. Более того, третий срок после перерыва будет соответствовать букве конституции, и Путин не войдет в ряд пожизненных президентов с сомнительной репутацией, таких как белорусский лидер Александр Лукашенко.

Однако Путину хорошо известно о том, как опасно полагаться на верность человека, получившего власть. После избрания Путина в 2000 году магнат Борис Березовский, как говорили, заявлял новому президенту, что он лишь "временная фигура" и недолгая замена для Бориса Ельцина, первого российского президента, который будет переизбран в 2004 году.

Вскоре Березовский оказался на чужбине. Сейчас он живет в изгнании в Лондоне, откуда ведет огонь из всех пропагандистских орудий по своему бывшему протеже. Россия же добивается его экстрадиции из Великобритании, выдвигая ряд уголовных обвинений.

"Законы власти заставляют думать, что любой новый президент, если только он не будет клоном Путина, приведет за собой собственных людей, и эта команда очень не захочет уходить по окончании его первого срока, - рассказывает Евгений Волк, координатор московского представительства фонда "Наследие". - Даже если он выберет очень лояльного человека, трудно представить, что эти люди останутся ему рабски преданны".

Уже не первый месяц политологи изучают действия и заявления двух человек, которых многие воспринимают как главных претендентов на президентское кресло: Дмитрия Медведева и Сергея Иванова. Оба они - первые вице-премьеры и давние соратники Путина. Иванов был назначен ответственным за диверсификацию и усиление российской экономики, а Медведеву поручено развитие таких сфер, как жилищное строительство, образование и здравоохранение.

Похоже, что необъявленная предвыборная кампания - это попытка проверить популярность этих претендентов среди населения и, что важнее, прощупать реакцию представителей правящей элиты.

Каждую неделю звучат новые прогнозы о шансах возможных преемников на победу.

Например, тот факт, что на июньском международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге 54-летний Иванов произнес длинную речь, а Медведев держался в стороне, породил слухи, что симпатии Путина на стороне Иванова. Но несколькими месяцами ранее, когда 41-летний юрист Медведев оказался в центре внимания на Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе, казалось, что взошла его звезда.

Вероятно, наличие множества возможных "технических" преемников позволяет Путину не допустить чрезмерного усиления Иванова и Медведева. По крайней мере до тех пор, пока он не решится благословить одного из них и не объединит свою команду под его руководством. Одновременно эта неуверенность служит двум связанным целям: защищает Путина от статуса "хромой утки" и заставляет потенциальных преемников держаться в определенных рамках.

"Российская элита крайне раболепна, - объясняет Евгений Волк. - Она очень лояльна тому, кто у власти, пытается держаться поближе к нему и получать привилегии. Но, как только этот кто-то уходит, ситуация меняется. Поэтому в интересах Путина посылать совершенно разные сигналы, чтобы никто из претендентов не получил явного лидерства".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru