Сам Путин удивлен результатами
Согласно предварительным результатам организованного Москвой референдума, подавляющее большинство чеченцев поддержало новую конституцию. Теперь Путин может говорить о том, что территориальная целостность Российской Федерации обеспечена.
В воскресенье в референдуме приняли участие почти 80 процентов имеющих право голоса чеченцев, которые подавляющим большинством - приблизительно в 90 процентов - одобрили новую конституцию, а также законы о выборах президента и парламента. Об этом, по крайней мере, говорят предварительные результаты, опубликованные в понедельник чеченской избирательной комиссией. Даже сам президент Путин и председатель российского избиркома были удивлены активностью населения и поддержкой, которую получили три вынесенные на голосование вопроса.
Принесет ли новая Конституция мир?
Путин, провозгласивший референдум первым шагом к политическому решению чеченской проблемы, заявил в понедельник, что в результате этой акции решен последний открытый вопрос о территориальной целостности Российской Федерации. По словам Путина, итоги референдума также свидетельствуют, что подавляющее большинство чеченцев заинтересовано прежде всего в том, чтобы жить в мире.
В адрес вооруженных повстанцев Путин сказал, что все те, кто до сих пор не сложили оружия, теперь борются против своего собственного народа. Цифры, полученные на референдуме, подтверждают точку зрения Кремля, который с момента прихода Путина к власти представлял чеченский конфликт как законную самооборону России от терроризма и бандитизма, однако сомнения по поводу того, действительно ли они выражают волю чеченцев, не до конца развеяны. В республике, где российские вооруженные силы годами попирали права человека, из-за чего сепаратисты всегда могли рассчитывать на приток новых сил в свои ряды, сложно поверить, что мечта о независимости, ради которой бесчисленное количество чеченцев сложили головы, может так просто быть похоронена.
Страх и угрозы
Плебисцит, а голосование в Чечне с полным основанием можно назвать именно так, по идее, должен был состояться в атмосфере, свободной от страха и угроз. Однако в Чечне это было далеко не так, что подчеркивается тем обстоятельством, что ни Совет Европы, ни ОБСЭ не направили туда своих наблюдателей. К тому же следует опасаться, что атмосфера неуверенности и насилия сохранится в республике и после референдума и что сепаратистские силы, которые теперь еще более загнаны в угол, станут действовать более радикальными методами.