Они заявляют о своих добрых намерениях, принимают этические кодексы, критикуют коррупцию. Но не думают порывать тайные связи с элитами стран Юга. Они - это кто? Это нефтяные транснациональные корпорации. Те, кто ежегодно производит "прибыль в 1500 млрд долларов", как отметил вчера Жан-Мари Шевалье, профессор из парижского Университета Дофина. 1500 млрд долларов прибыли (то есть разницы между совокупным доходом мировой нефтяной промышленности и себестоимостью нефтедобычи, включающей льготы и взятки) - это эквивалент валового внутреннего продукта Франции.
За потоками баррелей в развивающихся странах скрывается "мировая эпидемия финансовых скандалов", гласит вердикт, вынесенный британской неправительственной организацией Global Witness. В опубликованном в среду докладе под названием "Настало время гласности" она показывает, что секретность, окружающая выплаты денег государствам-производителям нефтяными компаниями, способствовала исчезновению миллиардов долларов из госбюджетов, что может привести "к банкротству государств и войне".
Global Witness говорит о растрате нефтяной ренты в пяти странах - Конго-Браззавиле, Анголе, Экваториальной Гвинее, Казахстане и Государстве Науру (южная часть Тихого океана). В Конго-Браззавиле ежегодно исчезают бесследно 250 млн долларов.
Global Witness напоминает, что во Франции процесс над группой Elf позволил раскрыть детали "африканской стратегии" этой нефтяной компании. Процесс показал, как частные интересы Elf в Конго-Браззавиле подпитывали коррупцию, как способствовали росту внешнего долга страны, влияли на результаты выборов, а во время гражданской войны 1997 года обеспечивали деньгами... обе враждующие стороны. Выяснилось и то, как группа Total, поглотившая Elf в 2000 году, использовала практику предоставления займов под нефтяной "залог".
В Анголе каждый четвертый нефтедоллар присваивается режимом Душ Сантуша. В Казахстане режим Назарбаева стал причиной "бегства из страны" миллиарда долларов. В Экваториальной Гвинее 80% ренты (700 млн долларов) присваивает себе президент Нгема. В Науру коррупция в сфере горной промышленности превратила один из богатейших островов планеты в "обанкротившуюся пустыню".
Эта практика приводит к двоякому негативному результату - усугублению бедности и политической нестабильности. Global Witness рекомендует гражданам южных стран, "истинным хозяевам природных ресурсов", рассчитывать на помощь организаций-доноров. Таких, как Всемирный банк, которому очень трудно доказать, что между уменьшением бедности и эксплуатацией нефтяных месторождений существует благотворная связь.