Пять китайских телеканалов транслировали церемонию, во время которой в Греции был зажжен олимпийский огонь, начавший свой путь в Китай. Пару минут во время трансляции в кадре был виден лишь зеленый газон. Это произошло в тот момент, когда демонстрант своими выкриками мешал выступлению главы китайского Олимпийского комитета
Когда в греческой Олимпии зажигался огонь для летней Олимпиады в Пекине, прямую трансляцию с места событий вели 5 китайских государственных телеканалов. Сотни миллионов зрителей при этом не увидели инцидента, который произошел, когда какой-то демонстрант во время выступления главы Олимпийского комитет КНР и члена политбюро Лю Ки ненадолго нарушил торжественность момента, выкрикивая лозунги. Было объявлено, что сейчас будет выступать Лю Ки - а затем в кадре появился зеленый газон, и некоторое время было видно только его. Когда газон исчез, в кадре снова появился Лю Ки, но уже с продолжением речи. Таким образом, китайские зрители ничего не узнали о происшедшем.
Разгадка этой тайны вот в чем: зрители не знали, что трансляция с места событий отстает от реального времени на 30-45 секунд - и этого времени оказалось достаточно для цензоров, чтобы вместо демонстранта-тибетца показать зеленую травку Афин. Скорее всего, все зрители поняли, что произошло на самом деле, когда факел с олимпийским огнем был передан китайской пловчихе Луо Хейджин, открывавшей эстафету Олимпийского огня. Обладательница золотой медали Игр в Афинах бежала под охраной целого эскорта сотрудников и автомобилей спецслужб, который окружил ее настолько плотно, что время от времени спортсменки не было видно.
Неожиданно Луо пришлось бежать две дистанции подряд, поскольку один из греческих бегунов сошел с дистанции, предположительно из-за перелома лодыжки.
Между тем Китай мобилизует сторонников своей политики в Тибете как внутри страны, так и за ее пределами, для того, чтобы после подавление беспорядков получить поддержку своей пропагандистской кампании против Далай-ламы в прессе. В понедельник пресса Китая опубликовала послания с заверениями в лояльности Пекину главных тибетских противников Далай-ламы - от 98-летнего Нгапоя Нгаванг Жигме до назначенного Пекином 17-летнего Панчен-ламы (он не признан многими верующими Тибета, и его часто называют "лжеламой").
Еще в 1951 году, после вторжения Народно-освободительной армии Китая, Нгапой Нгаванг Жигме сумел заключить соглашение о "мирном присоединении Тибета", содержащее 17 пунктов. Он стал противником Далай-ламы и важнейшим тибетским политиком, который сотрудничал с Пекином. Теперь он в "эксклюзивном интервью" информагентству Xinhua обрушивается на Далай-ламу, называя его "закулисным заправилой беспорядков". Так же считает и 17-летний Панчен-лама (второй духовный лидер тибетцев, назначенный вопреки выбору Далай-ламы. - Прим.ред.). Как сообщает китайская пресса, он "приветствовал все меры партии и правительства, предпринятые в Лхасе". Пекинские газеты говорят также и о "широкой международной поддержке", которой, как уверяют издания, пользуется политика Китая в отношении Тибета. В качестве подтверждения они приводят такие государства, как Северная Корея, Монголия, Непал и даже страны СНГ, а также африканско-арабские государства от Сирии до Судана.
И лишь немногие голоса критиков доносятся из Китая. Группа представителей интеллигенции впервые публично подвергла критике в связи с кризисом на Тибете собственное правительство. В ее открытом письме содержится призыв к пекинскому руководству принципиально изменить свою тибетскую политику и начать прямой диалог с Далай-ламой. 29 преподавателей высших учебных заведений, писателей, адвокатов и активистов правозащитных движений присоединились в своем мужественном призыве к смене курса в тибетской политике к развернувшейся по всему миру кампании, инициированной писателями, учеными и лауреатами Нобелевской премии, которые призывают Пекин к диалогу с Далай-ламой.
Независимые мыслители берут слово
Соответствующее обращение составила и группа независимых интеллектуалов, в которую входят Вацлав Гавел, экс-президент Чешской республики, и французский философ Андрэ Глюксманн. Пережившая Холокост Эли Визель и 31 других Нобелевских лауреатов призвали во всемирной сети принять участие в акции по сбору подписей в поддержку Далай-ламы. Среди представителей китайской интеллигенции, подписавших открытое письмо, бывший преподаватель университета Дин Цилинь из группы Tiananmen Mothers, представляющей семьи жертв кровопролития на площади Тяньаньмэнь, писатель Лю Сяобо и находящийся под домашним арестом писатель Ван Лисюн. Несколько десятков китайских блогов и интернет-сайтов, которые опубликовали это открытое письмо, подверглись цензуре. В понедельник письмо было доступно только в одном блоге и на двух интернет-сайтах.
Насколько опасными могут быть сегодня критические заявления в Китае, на своем опыте узнал активист китайского правозащитного движения Ян Сунлин. Он попал на первые полосы мировых изданий, став автором петиции под называнием "Мы хотим соблюдения прав человека, а не Олимпийских игр". А теперь суд на северо-востоке Китая приговорил его к 5 годам лишения свободы по обвинению в подстрекательстве к подрывной деятельности. 52-летний бывший работник фабрики, который еще в 2006 году неоднократно подвергался аресту, собрал в прошлом году более 10 тыс. подписей (прежде всего, у лишенных земли крестьян) под открытым письмом, которое он сделал основой для петиции, отстаивающей их спорные права на землю.
Также по теме:
Евросоюз рассмотрит вопрос о бойкоте Олимпиады в Пекине (The Financial Times)