25 марта 2010 г.

Паоло Виртуани | Corriere della Sera

Найден новый гоминид. Историю человеческого рода придется переписывать?

Он жил 40 тысяч лет назад одновременно с неандертальцами и homo sapiens, нашими прямыми предками, пишет Паоло Виртуани в статье, напечатанной на сайте газеты Corriere della Sera.

"Если команда ученых, которая изучала костный фрагмент, найденный в одной пещере в горах Алтая, у границы с Монголией, права, то историю человеческого рода придется переписывать", - пишет издание.

По мнению Йоханеса Краузе из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка в Лейпциге, кусочек кости фаланги пальца, обнаруженный в 2008 году в Денисовой пещере, принадлежал виду гоминида, отличавшемуся как от неандертальцев, так и от homo sapiens, то есть от наших предков, пишет автор статьи. Возраст находки - 40 тысяч лет. Между тем ученые до последнего времени были убеждены, что в тот период в Евразии обитали лишь два упомянутых вида. Если будет доказано существование третьей ветви, то придется пересматривать все имеющиеся на данный момент представления.

В ходе исследований ученые пришли к выводу о том, что Алтайский гоминид мог контактировать как с неандертальцами, останки которых были найдены в 100 км от Денисовой пещеры, так и с homo sapiens, племена которых обитали на Алтае более 40 тысяч лет назад.

В 2003 году на индонезийском острове Флорес были обнаружены останки гоминида, жившего 13 тысяч лет назад и получившего название Хоббит. Не исключено, что речь идет о четвертом виде гоминидов, живших одновременно с древними людьми. Но в отношении этих останков в научном мире нет единого мнения, уточняет автор статьи.

"Я крайне удивлен этой находкой", - заявил Сванте Паабо, директор отделения генетики Института Макса Планка. Он очень осторожно подчеркнул, что надо дождаться результатов анализа генома, полученного из ядра клеток останков, чтобы установить, принадлежит ли Денисов гоминид к новому виду или просто представляет особую эволюционную линию", -пишет издание. Осторожную позицию занимает и итальянский антрополог из Болоньи Фьоренцо Факкини: он убежден, что выводы можно будет делать только после углубленных исследований. Напротив, британский ученый Теренс Браун уже опубликовал в журнале Nature комментарий к исследованию. Если анализы будут подтверждены, "потребуется пересмотреть историю последней колонизации Евразии человеком", считает он.

Источник: Corriere della Sera