"В четверг высшие бельгийские чиновники признали несогласованность и другие ошибки в преддверии взрывов, устроенных смертниками в Брюсселе, на фоне того как растущие данные о связях с организованными "Исламским государством" (запрещенная в РФ организация. - Прим. ред.) терактами в Париже позволяют предположить, что широкая сеть подготовленных террористов, уходящая корнями в Сирию, теперь обосновалась в Европе", - пишет The New York Times.
"Бельгийские министры юстиции и внутренних дел признали, что их департаменты должны были принять меры после оповещения из Турции об осужденном бельгийском преступнике, ненадолго арестованном там в прошлом году по подозрению в террористической деятельности, который оказался одним из смертников. И бельгийская прокуратура заявила, что брат этого человека - другой смертник - разыскивался с декабря в связи с атаками в Париже", - говорится в статье.
Несмотря на то, что бельгийские и французские следователи сотрудничали после терактов в Париже, которые, судя по всему, были спланированы в Бельгии, брюссельский теракт застиг их врасплох, отмечает издание.
Теперь следователи говорят, что, по крайней мере, три или, возможно, четыре человека сыграли свою роль и в брюссельских, и в парижских атаках. Учитывая, что, по крайней мере, один подозреваемый все еще не найден и не подтверждено его участие в брюссельских взрывах, эксперты говорят, что теракты, скорее всего, продолжатся.
"Франко-бельгийская сеть - часть более широкой тенденции среди европейских боевиков в Сирии и Ираке, численность которых, по оценкам служб безопасности, составляет от 4 до 6 тыс. человек. Неясно, сколько из них вернулись в Европу; в то время как некоторые чиновники дают оценку в 10%, другие оспаривают эту цифру как преувеличенную", - говорится в статье.
"У парижских и брюссельских злоумышленников, как представляется, был один и тот же изготовитель бомб, Наджим Лаакрауи, 24-летний бельгиец марокканского происхождения, который, согласно большинству сообщений, был одним из смертников, взорвавших себя в аэропорту Брюсселя", - пишет издание.
"В понедельник, примерно за 18 часов до взрывов в Брюсселе, бельгийские власти распространили ориентировку на розыск Лаакрауи, призвав людей немедленно звонить, если они его увидят или узнают о его местонахождении. Этот сигнал тревоги прозвучал слишком поздно: бомбы, скорее всего, уже были изготовлены и упакованы в чемоданы", - отмечают авторы статьи.
По словам исследователя джихадистских группировок из Королевской военной академии Бельгии Дидье Леруа, в стране имеется список подозрительных граждан.
Однако в этот список входит такое большое число людей, что трудно оценить, кто из них представляет наибольший риск для страны, заявил он.
Что проясняется из списка, так это некоторые показательные демографические данные. Около 80% перечисленных в нем - марокканского происхождения. Даже в таких местах, как район Брюсселя Схарбек, где мусульманское население примерно наполовину турецкое и наполовину марокканское, "нет или почти нет турецких иностранных боевиков и очень много марокканских", отмечает Леруа, добавляя, что исследователи пытаются понять причины этого.
Все больше и больше тех бельгийцев, которые оказываются в рядах радикальных боевиков, начинают как преступники, устанавливая связи в преступных сетях, говорится в статье.
"В прошлом они не были террористической группировкой, они стали террористами в связи с ИГИЛ и с событиями, происходящими в последние годы в Сирии. Такова ситуация не только в Париже и Брюсселе, но там все эти люди происходят из одного района, они знают друг друга годами", - отмечает Брис де Рейверс, профессор уголовного права и криминологии из Университета Гента.