Американский государственный деятель Александр Гамильтон понял бы природу бюджетного кризиса, который сейчас имеет место в России, пишет в статье для блога The Washington Post Томас Ф.Ремингтон, профессор политологии из университета Эмори, США.
"Гамильтон, первый министр финансов Америки, быстро увидел крупный изъян ее молодой федеративной системы. Отдельные штаты могли с легкостью брать займы, и их кредиторы знали, что задолженность будет погашена федеральным правительством", - пишет газета. Гамильтон национализировал эти долги и придал им форму государственных облигаций США. Так удалось избежать кризиса и упрочить фундамент кредитных рейтингов США, но одновременно объяснить штатам, что они больше не смогут неэкономно занимать деньги у федералов.
В России 2016 года Москва "финансирует более чем на треть доходную часть бюджетов в 30 из 85 регионах", - утверждает автор. По его словам, "официальные бюджеты регионов Северного Кавказа зависят от Москвы более чем на 80%. 13 регионов более чем на 50% зависят от центра".
Сегодня Москва испытывает так называемое финансовое "сжатие": доходы от нефти упали, цены и оборонный бюджет выросли, имущественное расслоение обостряется.
"В регионах тоже "сжатие". Примерно у 76 регионов имеется дефицит бюджета, и ситуация только ухудшается", - пишет Ремингтон. Согласно указам президента Путина от мая 2012 года, регионы обязаны повысить зарплату врачам и учителям. "В ситуации, когда московские гамильтоны ратуют за урезание бюджета, правительства регионов уменьшают инвестиции в госсектор и расходы на соцсферу. И занимают деньги", - говорится в статье.
"Долги российских регионов не достигли ужасающей величины - пока не достигли. Но за последние два года общая сумма задолженности выросла почти вдвое", - пишет автор. По его словам, в половине регионов долг составляет более 50% от текущих доходов, в Астраханской области и Мордовии - намного более 100%.
Автор отмечает: в Германии долг регионов даже выше, но у них высокий кредитный рейтинг, а займы они берут по низким процентным ставкам. В России ситуация иная, и потому растущий долг регионов опасен для всей российской экономики.
Пока кредиторы в России, видимо, не нервничают. "В случае проблем с обслуживанием долга федеральный центр переведет необходимые суммы для погашения текущих обязательств", - сказал неназванный российский управляющий из сферы финансового рынка.
Автор комментирует: "Та же проблема, с которой в свое время столкнулся Гамильтон".
По мнению Ремингтона, у российских регионов мало вариантов действий и все - не слишком желательные (брать крупные займы под высокие проценты, эмитировать облигации, брать займы у федерального центра, "снова затянуть пояса" или попросту не платить по счетам).
В ноябре премьер-министр Медведев, подобно Гамильтону, попросил глав регионов поосторожнее брать новые займы. "Другие федеральные чиновники убеждают губернаторов урезать расходы, а одновременно дают поручения расходовать крупные суммы, но не предоставляют регионам инструменты для финансирования поручений", - говорится в статье.
"Трудно удержаться от вывода, что федеральное правительство сбалансировало свои бухгалтерские книги, переложив финансовое "сжатие" на регионы", - пишет автор. Доходы регионов от налогов снижаются, а уклонение от уплаты налогов ширится. Поэтому регионы берут крупные займы под чрезвычайно-высокие проценты.
Что дальше?
"Москва определенно могла бы исчерпать свои резервные фонды, чтобы погасить долги региональных правительств, оказавшихся на грани дефолта. Москва также могла бы принудить российские государственные и коммерческие банки к реструктуризации долгов. Если мировые цены на нефть восстановятся до того, как резервные фонды иссякнут, Россия выйдет из текущего кризиса, отделавшись легкими царапинами", - говорится в статье.
"В противном случае регионы будут вынуждены еще больше урезать расходы на социальную сферу", - констатирует автор.
Россияне все еще рассчитывают на льготы советского типа. Когда нефтегазовые доходы высоки, правительство может увиливать от неудобных решений. Когда же мировые цены на сырье обваливаются, обнаруживается, что у России нет институциональных механизмов, которые помогли бы нащупать баланс между желаниями страны и ее финансами.
"Если кризис регионального финансирования спровоцирует волну социальных протестов, она может вызвать эффект каскада. Крупное разочарование общества в руководящей деятельности Путина может вылиться в дезертирство некоторых членов путинской элиты. Дальнейший ход событий не сумеет предсказать никто", - заключает Ремингтон.