Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 мая 2005 г.

Анна Зафесова | La Stampa

Нефть и война, большая игра

На открытии "нефтепровода века" не будет Владимира Путина: его не пригласили, но даже если бы и пригласили, то его хорошее воспитание не позволило бы ему быть на этом празднике. Ввод в строй большого трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТДж) будет означать начало переброски потенциально безграничных запасов нефти Каспия. Речь идет о подарке, который бы Кремль не хотел получить. Но ему так и не удалось ничего предпринять, и нефтяники, говорящие по-английски, вернулись в Баку, который братья Нобель 80 лет превратили в нефтяную столицу и на который 40 лет назад Гитлер нацелил все свои дивизии, блокированные под Сталинградом.

"Большая игра" в каспийскую нефть вновь становится самым увлекательным времяпрепровождением в этих местах. Достаточно посмотреть на карту, чтобы увидеть, как география превращает некоторые районы в крайне важные с политической точки зрения. И как политика позволяет небывалым образом менять географию. Впервые Россия оказывается выброшенной из игры: нефть, добываемая на ее бывшей территории, больше не попадет в ее руки. Трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан будет доставлять ее в средиземноморский турецкий порт Джейхан через Кавказ, откуда Саакашвили при помощи США изгоняет российские войска.

Когда концепция была одобрена в 1994 году с благословения администрации Клинтона, этот нефтепровод казался проектом века: запасы каспийского бассейна оценивались в 200-300 млрд баррелей, что равнозначно объему нефти, потребляемому США за 30 лет. От этого проекта выигрывали все: Америка и Европа освобождались от зависимости от стран Персидского залива, страны Каспия - Азербайджан, Казахстан и Туркменистан - едва получившие независимость от СССР, восстанавливали свои экономики. Турция скидывала энергетические оковы Москвы и обеспечивала доставку в ЕС ресурсов Средней Азии, выступая в роли локомотива туркоязычного бывшего советского региона, который Анкара всегда считала зоной своего естественного влияния.

Единственной проигравшей стала Россия, которая, исходя из экономических расчетов и по старой имперской привычке настаивала на переброске ресурсов из своих бывших колоний по альтернативному нефтепроводу Баку - Новороссийск. Помимо того что его требовалось расширить, у него был еще один недостаток: он проходил через Грозный. Было пролито больше чернил, чем нефти, чтобы продемонстрировать, что предлогом для ведения войны для чеченцев был именно БТДж. Однако Москва добилась противоположного эффекта: вместо того чтобы гарантировать безопасность инвесторам, она сделала практически навечно непроходимым этот кавказский регион. И Баку - Новороссийск прекратил функционировать на долгие годы, до тех пор пока не будет построен обходной путь, который минует территорию Чечни.

Как иронизирует Роберт Абель из Центра стратегических и международных исследований, "нефтепровод не несет мир, самое большее - он следует за миром". Карта Каспия и Центральной Азии походит на густую сеть нефте- и газопроводов, захватывающих и Иран. Тот, у кого нет нефти, старается хотя бы проложить по своей территории трубопровод. Но все проекты должны были лавировать между зонами старых и новых военных конфликтов: Нагорный Карабах в Азербайджане, Абхазия в Грузии, Дагестан и Чечня в России. Не случайно проект БТДж получил ускорение после "революции роз" Саакашвили, который взят под контроль свой отрезок пути.

Через 11 лет сага БТДж завершилась счастливым исходом, предпринимаются попытки не думать о сомнениях относительно запасов Каспия. Многие эксперты считают оценки раздутыми, доходит даже до того, что, по мнению некоторых, азербайджанских запасов не хватит даже заполнить мегатрубу. Но Митхат Балкан, заместитель министра экономики Турции, заявляет: "Речь идет не только о трубопроводе, он будет отвечать политическим чаяниям всех народов региона".

Кроме того, по мнению Турции, принимая во внимание, что альтернативный проект Путина тяготеет к Новороссийску и будет проложен из закрытого бассейна Черного моря через Босфор, этот пролив будет функционировать как еще один рычаг в "большой игре" для турков: в случае инцидента с нефтью для Стамбула это окажется экологической катастрофой. БТДж, напротив, сразу же направляется в Средиземноморье, и казахский лидер Нурсултан Назарбаев сразу же понял преимущества этого и заявил, что хочет переправлять часть своей нефти по новому нефтепроводу, минуя тот, что из Актау доставлял нефть лишь до Новороссийска и до последнего времени использовал вместе с русскими.

Речь больше не пойдет о "нефти будущего", как Абель называет Каспий, речь будет идти о миллионах баррелей нефти, которыми до последнего времени распоряжались русские. Предательство, продиктованное экономикой и географией, которое не было бы возможным, если бы не произошла смена политики. "Чаяния народов", о которых говорит турецкий министр, - это освобождение от диктата Москвы. Вдоль периметра бывшей российской империи вспыхивают "революции" различных цветов, азиатские ханы, все еще остающиеся на своих тронах, трепещут и вычисляют свою выгоду. То, что Кремль фамильярно называл "ближним зарубежьем", хочет отдалиться.

У России появится еще один повод считать себя в изоляции. Поток нефти меняет направление, стрелка компаса больше не показывает Север и Юг, она направлена на Восток и на Запад: на Европу и Америку.

Источник: La Stampa


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru