Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 мая 2007 г.

Паоло Мерегетти | Corriere della Sera

Пацифистское послание из Чечни, но слишком осторожное

Сокуров со своим фильмом "Александра", показанным вчера в рамках конкурса, справился с трудной задачей и затронул тему отношений между Чечней и российской армией, не говоря напрямую о массовых убийствах, повстанцах, терроризме и оккупации.

Главную роль в фильме - Александру - сыграла Галина Павловна Вишневская, бывшая солистка Большого театра и вдова виолончелиста Ростроповича, которой 81 год. Героиня, бабушка военнослужащего Василия Шевцова, решила побывать у него в Грозном. Сокуров не скрывает исключительность данного факта, подчеркивая, как тяжело и с каким трудом передвигается эта женщина, а также удивление, которое вызвало появление этой странной гостьи у военных. Своей отчасти отеческой, отчасти наивной логикой режиссер разбивает военную логику приказов, которые следует выполнять, границ, которые следует соблюдать, и правил, которым необходимо следовать. Он даже отправил Александру на рынок в Грозный, где она подружилась с чеченской женщиной (Раиса Джикаева), такой же старой и усталой, как и она сама.

Доверив главному оператору Александру Бурову "традиционную" работу с неестественными цветами, Сокуров рассказывает о мире, где легко потерять ориентацию, где безропотное подчинение любой участи охватило не только солдат, но и мирных граждан, где разрушительная логика войны подавила всех: тех, кто должен вести войну (но сцены сражений отсутствуют, есть лишь кадры с тяжелой военной техникой и вертолетами), и тех, кто вынужден жить в условиях войны.

Инстинктивная дружба между человеческими существами, как та, что объединила Александру с чеченскими женщинами, - это главная идея фильма, который очаровывает красотой образов и универсальностью послания. Но от режиссера, который в прошлых картинах сумел с большей драматичностью рассказать о скрытом образе власти и террора, возможно, было бы справедливым ожидать меньшей дозы дипломатической осторожности.

А вот южнокорейский режиссер Ли Чанг-Донг, представивший на конкурсе фильм "Секретный рассвет", вовсе не выглядит дипломатом. Идиллическая история о вдове и ее сыне, которая начинается как комедия, очень быстро переходит в разряд трагедии и драмы (сына похищают и убивают): боль толкает мать в христианскую секту, но это решение лишь делает более тяжелыми ее страдания.

Ли удалось избежать того, чтобы давать моральную оценку противоречивому поведению своей героини, он позволяет себе немного горькой иронии, как например, посещение главной героиней тюрьмы, в которой содержится похититель ее сына: она хочет простить его, благодаря силе, которую она обрела в вере, но заключенный опередил ее, сказав, что он также стал верующим и что он не нуждается в ее прощении, потому что его Бог уже простил его.

Возникает впечатление несколько сумбурного сюжета, в котором характеры и ситуации не обретают назидательного характера, и история, как кажется может растянуться на многие часы, так и не дойдя до финала.

Источник: Corriere della Sera


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru