Попытка Великобритании добиться экстрадиции Андрея Лугового знаменует беспрецедентное ухудшение отношений с путинской Россией
22 мая - спустя несколько часов после того, как Королевская прокурорская служба (КПС) Великобритании объявила о своих намерениях привлечь его к ответственности за убийство Александра Литвиненко - Андрей Луговой дал интервью российскому телевидению, и у него был весьма беззаботный вид для человека, обвиняемого в столь сенсационном преступлении. Луговой риторически вопросил, какие, собственно, у него могли быть мотивы для отравления старого сослуживца по КГБ, умершего медленной и мучительной смертью в Лондоне в ноябре прошлого года? (Как выяснилось, в организм Литвиненко через рот попал полоний.)
Спустя шесть месяцев после смерти Литвиненко и спустя четыре месяца после того, как антитеррористический отдел британской полиции передал результаты следствия в прокурорскую службу, начинало складываться впечатление, что дело никогда уже не будет раскрыто. Увы, несмотря на решение КПС о предъявлении обвинения и требование британских властей об экстрадиции Лугового, дело почти наверняка не будет доведено до конца.
Российские официальные лица, сославшись на конституционный запрет, немедленно отказались выдать Лугового. Теоретически его можно было бы судить в российском суде на основе материалов британского следствия; пресс-секретарь Кремля утверждает, что версия КПС будет рассмотрена в ходе самостоятельного расследования смерти Литвиненко, которое проводит российская сторона. Но неохотное и чисто формальное сотрудничество России с британской полицией отнюдь не обнадеживает. Кроме того, российским следователям обычно не удается объяснить гибель оппонентов Кремля - а гибнут они слишком часто. При путинской власти Луговой, подобно многим бывшим сотрудникам КГБ, преуспел в бизнесе; Литвиненко, наоборот, разоблачал коррупцию в ФСБ (одной из служб, к которой в постсоветский период перешли функции КГБ), бежал в Великобританию и попытался обвинить Путина в целом ряде зверств и злодейств, в том числе (признание было сделано на смертном одре и известно только с чужих слов) в своей собственной смерти.
Итак, возможно, что Лугового так никогда и не обяжут объяснить, почему следы радиоактивного облучения были обнаружены в ряде лондонских ресторанов и отелей, где он бывал, в самолетах, которыми он летал, и в баре, где он и его деловые партнеры (которым КПС - по-видимому, за недостатком улик - обвинений не предъявила) встречались с Литвиненко в день, когда он смертельно заболел. Луговой настаивает на том, что его самого следует рассматривать как одного из потерпевших, а не как подозреваемого. Теперь он обещает сам выступить с откровениями. Вероятно, они коснутся Бориса Березовского, проживающего в Великобритании "олигарха", который стал противником российских властей. Кремль пытался доказать, что Березовский причастен к убийству Литвиненко. Кстати, случайно или неслучайно, Березовский был работодателем обоих - как Лугового, так и Литвиненко. Даже если человек, который подсунул Литвиненко яд, будет отдан под суд, он, возможно, не откроет, кто отдал приказ об убийстве, так как сам этого не знает. Если же Луговой а) убил Литвиненко и б) знает, кто отдал приказ, ему следует больше опасаться "несчастного случая" в России (ему постараются заткнуть рот), чем встречи с британским судом присяжных.
Вместо свершения правосудия самым вероятным последствием предъявления обвинений и неуступчивости Кремля будет дальнейшее ухудшение англо-российских отношений, которые и так являются сложными даже на фоне стиля "рычащей дипломатии", которому Россия следует в отношении большинства западных стран. В прошлом году британский посол в Москве, движимый самыми добрыми побуждениями, несколько месяцев подвергался травле со стороны хулиганствующих молодчиков; была нарушена также нормальная работа вещательной корпорации BBC и культурной организации "Британский совет". Одной из причин является отказ Великобритании выдать Березовского, который постоянно призывает к свержению Путина.
Но эта ссора, как и реакция России на заявление КПС, указывает на еще более глубокие разногласия. Судя по обычаям собственной страны, многие россияне разделяют мнение Лугового, клянущегося с пеной у рта, что обвинения против него носят "политический характер", а также отказываются верить, что по делам об экстрадиции, в том числе Березовского, выносят решение британские суды, а не исполнительная власть. "Мы надеемся, что КПС не вмешивается в политику", - сухо заявляет пресс-секретарь Кремля.
Насколько сильно теперь ухудшатся отношения, зависит от того, насколько рьяно будут британцы настаивать на экстрадиции - например, они могут заговорить об этом на грядущем саммите "восьмерки". Вопрос о возможных мотивах преступления, поднимаемый теперь не только Луговым, но очень многими российскими СМИ, подконтрольными государству, - это, возможно, попытка выставить заявления Великобритании как блеф и вынудить британские власти либо без обиняков указать пальцем на Кремль или ФСБ, либо заткнуться. Некоторые британские дипломаты поначалу, казалось, надеялись, что КПС не станет высовываться. Но на данный момент британские власти, вероятно, пришли к выводу, что можно и пошуметь - терять все равно почти нечего.
С таким предположением может не согласиться компания BP. Эта британская энергетическая компания имеет долю в гигантском сибирском газовом месторождении, на которое давно заглядывается "Газпром", российский государственный газовый колосс. Власти России ссылаются на какие-то надуманные детали контракта. Примерно так же - на основании протестов природоохранных ведомств - "Газпром" недавно смог завладеть гигантским проектом по добыче энергоносителей на острове Сахалин, который осуществляла в основном Royal Dutch Shell. А раздражение, вызванное скандальным делом Литвиненко, может только ускорить процесс.
Однако более решительная позиция - это, вероятно, мудрее, чем примирительная "дипломатия в лайковых перчатках", которую обычно применяли по отношению к Путину Тони Блэр и другие. "Убийство есть убийство", - заявил на этой неделе пресс-секретарь премьер-министра. Но смерть Литвиненко была не просто убийством, а убийством британского гражданина в Лондоне, и орудием совершения этого убийства стало ввезенное из-за рубежа радиоактивное вещество, которое также привело к заражению многих других граждан Великобритании. Все версии правдоподобных объяснений и фигуры наиболее вероятных виновников (Путин; агенты спецслужб, мстящие изменнику; междоусобная борьба кремлевских фракций) крайне тревожны, как и возможные способы приобретения полония убийцами. Как минимум, дело Литвиненко доказало, что грязная внутренняя политика в России создает проблемы и другим странам.