Во вторник акции "Яндекса" - малоизвестного в США российского поисковика - выросли на 55% с лишним, сообщает The New York Times. "Это знаменует очередное многомиллиардное IPO высокотехнологических компаний и подогревает споры о том, не возникли ли на рынке предпосылки для "пузыря", - пишут журналисты Эндрю Крамер и Ивлин М. Расли.
По мнению издания, дебют "Яндекса", последовавший за IPO LinkedIn, превзошел и без того высокие ожидания. Компания разместила акции на 1,3 млрд долларов - то есть провела в США крупнейшее IPO среди интернет-компаний после IPO "Гугла" в 2004 году.
"Инвесторы изголодались по инновационным, быстрорастущим предприятиям в новых отраслях", - объяснил эту тенденцию Пол Бард из "Ренессанс Капитала", который консультировал IPO "Яндекса".
Но активный спрос на акции высокотехнологических компаний в очередной раз пробуждает страх перед перегревом рынка, пишет газета. Дебютные взлеты нескольких интернет-компаний за последние недели наводят на неприятные сравнения с бумом дот-комов, который закончился крахом. "Renren, прозванный "китайским Фейсбуком", в начале мая после своего IPO подскочил на 29%. LinkedIn, который на вторичных рынках совсем недавно котировался на базе капитализации 2,5 млрд долларов, теперь стоит более 8 млрд", - поясняют авторы.
Как и положено высокотехнологическому старт-апу, "Яндекс" возник на пустом месте: в 1997 году его основали математик Аркадий Волож и геофизик Илья Сегалович, используя алгоритм, который сами изобрели для сканирования кириллических текстов. "Российские программисты традиционно блистают при решении сложных математических задач типа тех, что используются при поиске. Они опираются на богатые традиции научного образования в СССР", - поясняет издание.
IPO "Яндекса" - знак популярности компаний, имеющих сильные позиции в быстрорастущем секторе (интернет-рекламе) в развивающихся рынках, которые будут расти быстрее, чем США и Западная Европа. "Такие компании ценят за то, что они умеют ориентироваться в Сети и в запутанной политике своих родных рынков", - говорится в статье. Инвесторы вплотную заинтересовались "Яндексом" после резкого взлета акций китайского поисковика "Байду" - еще одного регионального соперника "Гугла".
"Яндекс" - российский "Гугл": приносит прибыль, поразительно быстро растет, контролирует более 60% рынка", - заметил Скотт Свит из I.P.O. Boutique.
И все же "Яндекс" сталкивается с серьезными политическими рисками, отмечает издание. При расширении пользования интернетом может ужесточиться суровый государственный контроль над политическими новостями, поясняет газета. В апреле замдиректора ФСБ сказал, что власти обдумывают запрет сайтов типа "Скайп" и G-mail, чьи шифры неподвластны российским спецслужбам.
Что касается "Яндекса", то его владельцы продали "Сбербанку" символическую долю в компании. "Это один из признаков политических рисков, связанных с ростом числа интернет-пользователей в России", - считает газета.
Со своей стороны, Питер Н. Лукианофф, один из первых инвесторов "Яндекса", назвал его IPO важной вехой - началом нового этапа "создания интеллектуального богатства в России". Теперь в России есть свои Джобс и Возняк, заметил Лукианофф, подразумевая Воложа и Сегаловича.