В том, что в России существует фикция "нормальной" демократии с регулярно проходящими президентскими и парламентскими выборами, нет ничего нового. Новостью стал масштаб протеста против этой фикции со стороны зарождающегося среднего класса и вновь обретшей готовность к борьбе интеллигенции, пишет Slate.fr. Манифестации против режима не прекратились с избранием Владимира Путина еще на шесть лет, но стали более жестко подавляться. Путин терпит свободный тон части независимой прессы, но внимательно следит за тем, чтобы кажущиеся ему опасными СМИ не осмеливались бросать ему вызов. Главное, с его точки зрения, - крепко держать в руках все телеканалы и почти все радиостанции.
Нападки на Путина со стороны быстроразвивающихся социальных сетей в интернете станут, возможно, одним из лейтмотивов его "нового" президентского срока. В ходе избирательной кампании самым известным оппозиционером стал блоггер Алексей Навальный, на стороне которого молодость и абсолютная новизна методов, сочетающих язвительные атаки на коррумпированность представителей режима в интернете и яркие выступления на митингах. Как отмечает издание, в России еще никогда не было протестов, объединяющих социальные сети и уличные манифестации. По мнению экс-советника и пресс-секретаря Михаила Горбачева Андрея Грачева, эта мобилизация - самая мощная за последние тридцать лет; она доказывает, что горбачевская перестройка не прошла бесследно и принесла плоды; она подтверждает, что демократизация России и ее движение навстречу миру потерпели крах с приходом Путина. "Горбачев предпочел не применять силу и в конечном итоге согласился уйти, уступив место Ельцину. Поэтому он имеет право сказать Путину: вот видишь, можно уйти, можно отказаться от поста президента! Но Путин, в отличие от Горбачева, цепляется за власть. Он поставил все на наиболее ретроградную часть страны, ностальгирующую по СССР. Он говорит об иностранном заговоре, пугает всех призраком гражданской войны. Горбачев никогда так не делал", - подчеркнул Грачев.
"Концепция Путина проста, если не сказать примитивна: есть "мы" (настоящие мужественные россияне, поддерживающие Путина) и "они" (все остальные, плохие россияне, иностранцы, весь мир); он превозносит "молчаливое большинство" (состоящее из "нас") перед "шумным меньшинством" (нанятым из-за рубежа), - пишет газета. - На самом деле власть принадлежит номенклатуре, часто имеющей корни в экс-КГБ, которая правит с одобрения наиболее ретроградной или инертной части страны. Появившаяся за последние месяцы оппозиция, напротив, состоит из растущего креативного среднего класса, открытого миру".
По словам Грачева, перестройка была революцией сверху, сделанной Горбачевым без социальной базы, на этот раз все наоборот: есть социальная база, но нет лидера. Поэтому пока Владимир Путин относительно спокоен. Однако средний класс научился выходить на улицы, а интеллигенция мобилизовалась против Путина с беспрецедентной энергией. Грачев убежден: это доказательство того, что борьба Горбачева была не напрасной.