Невидимые вертолеты, все более "умные" бомбы, снаряды, пробивающие бункеры или нарушающие системы связи. Речь идет о новинках в американском арсенале, который будет применяться для уничтожения Ирака. И не только.
Неизменным осталось лишь название: "Апач". Но вертолет Ah-64A, на котором командир Джордж Стьюсон летал в 1991 году в небе над Ираком, имеет мало общего с тем аппаратом, на котором сегодня тренируется пилот. "Кажется, что прошел целый век. Но лишь для нас, потому что у иракцев то же оружие, что и десять лет назад", - говорит Стьюсон. Он был одним из американцев, которые первыми вступили в боевые действия в ночь, когда началась первая война в Персидском заливе.
Тогда требовалось 10 минут, чтобы передать координаты иракских ракет SCUD с американских спутников-шпионов на пульт управления вертолета. "Когда мы были готовы к нанесению удара, иракцы зачастую уже начинали менять позицию, и если была облачность, то бомбы с лазерным наведением уже нельзя было использовать". В этот раз все будет по-другому. Версия вертолета "Апач" Ah-64 D, которая будет впервые использована в Ираке под названием Longbow, оснащена компьютером, который может идентифицировать 128 объектов в секунду, выбирая из них 16 самых опасных. Радар установлен над винтом: он действует как перископ на подводной лодке, позволяя "Апачу" прятаться за дюнами в иракской пустыне. Но и на более плоских поверхностях вертолет практически невидим: он может выбирать цели в радиусе 10 километров. С этого расстояния "Апач" может в одиночку уничтожить батальон противника: 16 ракет Hellfire, которыми вертолет может быть оснащен, отстреливаются не одна за другой, а одновременно, причем каждая ракета поражает конкретную цель. Временной фактор никак не влияет на результат, он всегда смертельный.
"Апачи" Longbow - лишь одна новинка, которая будет применена в ходе интервенции против Ирака. Американский арсенал изменился даже по сравнению с тем, что использовался в ходе войны в Афганистане, хотя она завершилась менее года назад. Например, новые Super Hornet F18E были впервые применены на юге Ирака лишь 6 ноября, а шесть спутников, которые на протяжении многих месяцев изучают территорию Ирака, три Kh 11 и Lacrosse, способны отличить танк от автобуса даже в условиях песчаной бури. С высоты 25 тысяч метров беспилотные самолеты-шпионы Predator передают на самолеты Ac-130 четкое видоеизборажение: можно читать даже рукописные записи. На юге страны уже действуют подразделения специальных сил: они выводят из строя иракские SCUD, нацеленные на саудовцев. У спецподразделений имеются маленькие аэропланы Dragon eyes, способные обнаруживать войска противника. На касках бойцов спецподразделения Delta force имеются компьютерные устройства Rove, позволяющие получать изображения местности, над которой они перемещаются. При помощи электронного карандаша спецназовцы отмечают месторасположение противника, эти координаты передаются в реальном времени на самолеты, которые и наносят удар по выявленным целям.
Война начнется по традиции ночью, с бомбардировок самолетами B2, которые стартуют с базы в Диего Гарсия. Но новая операция будет повторять первую "Бурю в пустыне" лишь в первые часы: потом все будет по-другому. "В 1991 году наземные войска вступили в действие лишь после 38 дней бомбардировок: на этот раз воздушная фаза продлится максимум три дня", - говорит Даниэль Гульд, один из известнейших американских военных экспертов, многие годы работавший с нынешним заместителем министра обороны Полем Вулфовицем.
Если в 1991 году для уничтожения цели планировалось 10 вылетов, теперь за один вылет будет уничтожаться две цели: "Это означает, что не будет никакого различия между началом воздушной фазы и наземной, между уничтожением иракских командных центров и уничтожением лабораторий, где Саддам производит оружие массового поражения, - говорит Гульд. - Все операции будут проводиться параллельно". Против подземных хранилищ будут широко применяться "умные" бомбы Gbu 28, так называемые уничтожители бункеров, которые в ходе первой войны в Персидском заливе применялись лишь дважды. Двухтонные бомбы Gbu 28 входят в поверхность вертикально и взрываются лишь тогда, когда достигают цели, благодаря сенсору, способному различать землю, сталь и армированный бетон.
В Пентагоне развернулась дискуссия о том, каким образом уничтожать бактериологическое и химическое оружие Саддама. Предлагается вариант применения термобарических или термокоррозионных бомб: в этих бомбах содержится химическое вещество, которое сгорает при очень высокой температуре (537 градусов). Но многие полагают, что в этой второй войне с Ираком будет дебютировать микроволновая бомба, сконструированная британцами из Matra Bae Dynamics: бомба взрывается еще в воздухе и создает электромагнитное поле, которое выводит из строя не только холодильники с биологическим оружием, но и все электрические приборы. "Речь идет об усовершенствованном типе бомбы, которая уже применялась в Косово для выведения из строя электростанций, - говорит участник первой кампании в Персидском заливе Стефен Бейкер.- Это очень эффективное оружие".
По мнению экспертов, американские войска могут подойти к Багдаду уже через неделю. Первыми вступят в действие танки Abrams Mia2, сейчас они развивают в два раза большую скорость, чем те, что применялись в первой войне с Ираком. Против танков Саддама будут применяться бомбы Cbu-97, выпускающие по 40 "умных ракет", каждая из которых поражает площадь в 120 квадратных метров. Если иракские войска покинут город, для американских солдат начнется самая сложная фаза войны. Новое нелетальное оружие, вызывающее сильную мигрень, пока не готово к применению. Это сражение за каждый дом может привести к большим потерям: по некоторым расчетам, погибнут трое из десяти солдат. "Эта война должна быть молниеносной, чтобы помешать иракцам покинуть город: если им это, несмотря ни на что, удастся, то городской войны не будет, будет осада, которая продлится, по меньшей мере, месяц", - говорит Гульд.
Оптимистичные планы американцев могут осложниться по одной причине. Работы инспекторов ООН могут затянуться, вынудив американцев начать операцию весной: "Существуют планы, рассчитанные и на такой вариант: англичане и немцы воевали и летом", - говорит Гульд. Но в Пентагоне больше всего опасаются внезапного удара по 7 тысячам военнослужащих, дислоцированных в Кувейте: "Это вынудит нас нанести немедленный ответный удар, но в этом случае можно будет говорить лишь об ударе с воздуха".
Если Саддам применит химическое оружие, Белый дом будет вынужден принять адекватные меры. "Никто не говорит об атомном оружии, последствия применения которого могут быть очень тяжелыми", - говорит Бейкер. Поэтому рассматривается вариант применения еще одной совершенно новой 15-тонной бомбы, поражающей цель глубоко под землей. Она будет сброшена с бомбардировщика В2: эффект, сравнимый с маленькой атомной бомбой.