25 ноября 2003 г.

Филипп Барро | Le Temps

Экзобиологи мечтают о "планетах-океанах"

В конечном счете наша Солнечная система - не планетарная энциклопедия, в которой представлены все планеты, которые только могут существовать. По соседству со звездой могут образовываться объекты, о которых мы даже не имеем представления, и впереди нас еще ждет много сюрпризов. Во всяком случае, таково мнение американских и французских планетологов, описавших в этом году на страницах журнала Icarus новую семью планет: "планеты-океаны".

"Как всегда, возможные открытия превзойдут наше самое смелое воображение, - утверждает Кристоф Сотен, профессор планетарной геофизики из Нантского университета. - Взять хотя бы ледяной спутник Юпитера: никто и представить себе не мог такой тектонической активности на Европе. Все думали, что это оледеневший, погасший и мертвый, как Луна, спутник. На Ганимеде также существует активная динамика, что говорит об очень высокой температуре в центре этого небесного тела".

Французский ученый сделал расчеты, позволившие определить условия, при которых планета, образовавшаяся на окраине своей системы и мигрировавшая к своей звезде, может быть полностью покрыта водой. Условия эти довольно жесткие: они требуют строго определенных температур и давления.

Хотя наша Солнечная система не знала феномена миграции планет, такой феномен имеет место вокруг других звезд, о чем свидетельствует пример некоторых уже открытых учеными экзопланет. Так, газовые гиганты, существование которых астрономы установили косвенным путем, иногда находятся очень близко к своей звезде - в этой позиции они могли оказаться лишь по прошествии времени после своего образования.

Гипотеза, выдвинутая в 1998 году Дэвидом Стивенсоном из Калифорнийского технологического института и подхваченная его коллегами, состоит в том, что и планеты меньших размеров, обнаружить которые в настоящее время невозможно, за многие миллионы лет также могли мигрировать поближе к своей звезде. Под температурным воздействием последней, но, прежде всего, под влиянием внутренней радиоактивности планеты и ее собственной атмосферы покрывающие ее льды могли частично растаять.

По утверждению Кристофа Сотена, гипотетическая планета, масса которой в 6-8 раз больше массы Земли, покрыта океаном глубиной в 100 км (что в 40 раз превышает глубину земных океанов). На дне этого гигантского океана давление достигает примерно 11 млн атмосфер. А что под ним? Огромная толща льда в 4850 км, потом каменная мантия толщиной в 3500 км, и наконец, металлическое ядро с радиусом в 4400 км.

Почему там нет суши? Потому что, если бы даже гора смогла прорезать толщу льда, она буквально не смогла бы устоять (ее высота должна была бы достигать 100 км) из-за силы гравитации. На этих негостеприимных планетах должны постоянно бушевать ураганы и штормы.

Откуда же возьмется вся эта вода? "Там ее полно, - поясняет Кристоф Сотен. - Эта молекула образуется очень легко. Звезды состоят в основном из водорода, и кислорода там тоже много. Количество воды может быть огромным. В нашей Солнечной системе спутники Юпитера почти на 50% состоят из воды. Некоторые астероиды, такие, как Церера, один из крупнейших в Поясе астероидов, как полагают, состоит на 25-50% из воды".

Возможно, в ближайшие десятилетия эти гипотетические экзопланеты будут обнаружены: мы научимся распознавать не только газовые гиганты, но и гораздо меньшие по размеру тела. Вскоре на орбиту выйдут мощные телескопы COROT, Eddington, Kepler, Darwin, которые, наряду с американским Terrestrial Planet Finder, откроют нам новые миры.

Гипотеза заинтересовала не только геофизиков: изобилие воды на этих космических телах подхлестывает воображение экзобиологов. И в самом деле, условия на "планетах-океанах" открывают перед учеными увлекательные перспективы.

Чтобы возникла жизнь, там должны присутствовать в достаточном количестве необходимые минералы. Но, согласно теории, океан на этих планетах не соприкасается с корой: их разделяет толстый слой льда. И если жизнь там все же есть, минералы туда могли быть "доставлены", скорее всего, кометами и метеоритами. Если это так, то можно поставить под сомнение теорию, согласно которой жизнь на Земле возникла в глубине океанов вокруг вулканов - так называемых "черных курильщиков".

Но, скажут скептики, как мы узнаем о существовании жизни на этих "планетах-океанах"? Ответ: путем дистанционного анализа состава их атмосферы. Для ученых присутствие в атмосфере озона, воды и кислорода явилось бы убедительным свидетельством наличия жизни.

Источник: Le Temps